Очень субъективное
После вахтанговской «Чайки» меня сильно занимает одна мысль, а именно – почему такое явление как Театр Денникова волнует столь сильно?..
В последнее время с радостью отмечаю, что появляется немало по-настоящему талантливых постановок. Они интересно решены, мастерски выстроены, прекрасно сыграны. Словом, доставляют истинное эстетическое наслаждение, а местами (непосредственно во время действия) вызывают неподдельное волнение. Но…почему-то НИ ОДНА ИЗ НИХ не оставила (пока) такого длительного послевкусия, желания думать и говорить об увиденном, какие остаются после спектаклей Андрея Денникова.
Думая об этом, не могу отказать ни одному из режиссеров и занятых в их работах артистах в таланте. У некоторых (как у того же Владимира Епифанцева) к тому же и харизма мощнейшая, но, как в той старой миниатюре Аркадия Райкина, «чего-то все-таки не хватает»…
И кажется мне, что это «что-то», видимо, называется масштаб. Таланта и личности. Не рискну написать слово «гениальность» - зашпыняют! Однако любой (почти) замысел Денникова всегда на уровне Большого и Серьезного Разговора о Вечном: добре и зле, любви и ненависти, вере и неверие, преданности и предательстве… Он не только не боится браться за эти темы, но и говорит о них одновременно просто и сложно. Просто в данном случае – не маскируясь, искренне, пронзительно (как говорят циники, наивно). Сложно – не опускаясь до «простенького», «чтобы поняли», а с тонкой метафоричностью, виртуозностью тем, переплетающихся друг с другом, ассоциативно и прочее, прочее. Смело взмывая в философские высоты и погружаясь в философские же глубины. Мелкотемье ему не свойственно. А сегодня говорить о крупном мало кто умеет, даже если хочет. Впрочем, и хотят редко…
Далее я бы назвала ЦЕЛЬНОСТЬ. В первую очередь, его собственной натуры, которая проявляется в любой из его работ. В современном раздробленном мире это ценность невероятная и, увы, практически не встречающаяся (в искусстве особенно).
И, конечно, нежность и любовь. К миру, к героям, к автору, к зрителям. Любовь, всякий раз заставляющая режиссера Денникова давать публике надежду. Мудрая, потому что способна видеть свет даже в печали. А ведь сказано: «Только то, что дает нам крылья… – дарует благодать».
Во всяком случае, по моим ощущениям (и для меня) сегодня в театре (в широком смысле этого слова, включая и драматический) нет другого такого художника, после спектаклей которого невозможно успокоиться по три-четыре дня (а то и больше). И это невероятно приятное «беспокойство»… Снова скажу, Андрей Денников вернул мне ощущение театра как Праздника. Но не только. Еще, что может быть самое важное, как Храма. За что ему большое человеческое спасибо!