Театр Вахтангова. Хореографическая композиция по мотивам песен Марлен Дитрих
"Берег женщин". Постановщик Анжелика Холина. Художник по костюмам
Юозас Статкевичус.
Большой эксперимент для Вахтанговского. 18 актрис, большей частью студентки "Щуки", но и известные Марина Есипенко, Вера Новикова, Лидия Вележева, Евгения Крегжде
танцуют. И делают это прекрасно. Но главные действующие лица всё же не они.
Дамы, если вы это увидите, то дружно поддержите. Платья! Причёски! Туфли! Ах и ах! Статкевичус, по-моему, должен быть указан в программке на первом месте! Аршинными буквами! Это тот редкий случай, когда художник по костюмам становится режиссёром.
Не удивлюсь, если ему дадут "Маску". Когда мы обсуждали спектакль, то так и говорили: "А вот сцена с платьем "День и ночь"... Какая ирония судьбы!", "А вот белое креп-жоржетовое платье как танцевало - ком в горле!", "А это глубокое декольте как комично! Эти ножки циркулем чего стоят!", "А весёленькое шёлковое трио в горошек! Как заразительно!", "Красные туфельки были очень трагичны. Прямо крик души", "Эти военные сапоги и шинель так контрастируют с окружающим, так жаль эту героиню", "Финальное платье из ламе просто поражает, КАК она это делает?" Три дня я была под впечатлением.
А теперь посмотрим на спектакль трезвым взглядом.
Полтора часа на сцене звучит голос Марлен Дитрих. На немецком, французском, английском и идише. Обстановка аскетична: четыре стола, табуреты, чёрный фон. Из оркестровой ямы поднимаются 18 ослепительных красавиц в элегантных пальто со множеством чемоданов. К этому берегу их прибила война. Здесь они ЖДУТ. Не понятно чего. Дальнейшей эвакуации? Окончания войны? Дамы по очереди сбраывают пальто и начинают танцевать. 18 пронзительных танцев: воспоминания о прошлом счастье, мечты о будущем, столкновение с неприглядным настоящим. Мужчины появляются в этих танцах, но мы понимаем, что это лишь призраки. Их нет с нами, они на войне. А с женщинами лишь три официанта и какой-то здоровяк-торговец-ловелас, которого презрительно сбрасывают в оркестровую яму. Чарующий голос Марлен может всё, зал заворожён.
НО! Тут начинаешь понимать, что то, что принималось на "ура!" в Прибалтике (там этот спектакль ставился ранее) и, может быть, будет с восторгом принято на Западе, вступает в противоречие с нашим менталитетом.
Идёт война. А эти женщины горюют о том, что не с кем потанцевать в этих прекрасных платьях и туфлях. Где их дети? Где их старики? Почему эти 18 красавиц одиноки и так нарядны? Нет ощущения, что они голодают (официанты суетятся), что им холодно... Очень мне понравился танец еврейской вдовы: выразительные руки, глаза... Продолжения эта тема не получила. Беда спектакля в том, что он как лоскутное одеяло. Один номер не является развитием конфликта другого. Они связаны лишь местом и временем. Нет ощущения, что сюжет развивается. Прекрасна Лидия Вележева. Она, единственная из всех, одета в военную форму. Её танец очень трагичен. И опять вопрос: в чём трагедия её героини? Может, как раз в том, что нет прекрасного платья? Почему она не на войне? Вроде не ранена...
Хотелось бы об этом поговорить. Елизавета, обратите внимание, я знаю, что Вы собирались в декабре.
И опять не могу не отметить роль костюмов. Когда женщины в начале спектакля поднимались из ямы, они выглядели очень нарядными и ухоженными в своих пальто.
ДО того, как мы увидели платья.
В финале они опять в пальто. собираются в дальнейший путь. И вот теперь они кажутся нам практически оборванками.
Теперь мы видим, что у них горе, что они испытывают большой страх перед будущим. Как постановщики этого достигли?
...заинтригован Станиславский...