Вот еще одно мнение. От газеты "Культура", к коему я (для Дамы из курилки и К) тоже приложила руку. Мне-то маски ни к чему.
Нереально, но правильно
В Театре имени Образцова требуют отставки директора
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКАПодготовили Вера ЗВЕЗДОВА
Мария ТОКМАШЕВА
Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО
В Государственном академическом центральном театре имени С.В.Образцова снова бунт. Группа артистов составила коллективное письмо руководителю Роскультуры Михаилу Швыдкому и председателю Союза театральных деятелей Александру Калягину, живописав беды знаменитого театра: протекающая крыша, обветшавшие спектакли и, опять-таки, создание "особых условий" для творчества Андрея Денникова. Они выражают недоверие директору театра Борису Киркину и просят освободить его от занимаемой должности. Кадровый скандал в театральном мире - по нынешним временам явление, можно сказать, типичное. И все-таки каждый коллектив "несчастлив по-своему". И все-таки много зависит именно от угла зрения на "типичную" ситуацию. Мы предлагаем вам три мнения, которые, как нам кажется, помогут увидеть ситуацию объемно.
Андрей Денников:
- Многое и многие противятся тому театру, который я пытаюсь создать. Но я упорно продолжаю. А представляю я себе театр, объединяющий кукол, драматическое искусство, музыку, хореографию, литературу.
Театр-дом - это, конечно, идеализм. Но мне хочется, чтобы артисты чувствовали себя уютно и уверенно в тех стенах, которые называются театром.
Какой должна быть труппа? В идеале такой, которая может сыграть "Горе от ума". Понимаете, я кукольным театром не занимаюсь. Я занимаюсь театром кукол. Это разные вещи. В кукольном театре можно спрятать за ширму даже людей с физическими недостатками и вообще без профессии в кармане, что называется. Найти им применение: тут он цветочек подержит, а тут бабочку пронесет. Кукольный театр тем и хорош для людей, не уверенных в себе, что скрывает их от внимательных глаз зрителя.
А театр кукол предполагает прежде всего театр. В котором есть куклы. Это понятие более сложное, чем кукольный театр. В нем обязательно должен быть режиссер, понимающий, как и куда он поведет труппу.
Мне кажется, как только основатель уходит из жизни, надо распускать созданную им труппу. Я понимаю, что это нереально, но это правильно. Потому что те, кто собирался вокруг основателя, заражались теми идеями и теми проектами, которые были у основателя. И шли за ним, готовые на все. А дальше начинаются сложности. Вот назначают Резо Габриадзе художественным руководителем в Театр С.В.Образцова. У него свои, совершенно другие идеи. Ему не нужна большая труппа, а нужно пять кукольников, которые будут работать под фонограмму. Что ему делать со всеми остальными? И что делать всем остальным? И Габриадзе плохо, и им плохо. В результате его, конечно же, отсюда выживают. И это притом, что Габриадзе - крупнейшая звезда театра кукол! Но его устраивает только его труппа.
Моя труппа - это моя труппа. Если люди заражены моими идеями, если людям интересен мой театр - это мои люди. Я из них сделаю кого угодно - от Гамлета до Гертруды.
Екатерина Образцова:
- Для меня это действительно сложная ситуация, потому что именно Борис Михайлович Киркин меня пригласил в театр. И я пыталась всеми силами помочь разрешить возникающие противоречия. В течение последних двух лет говорила с ним буквально через день. Обозначала все назревающие проблемы. Два сезона театр просил у Бориса Михайловича собрания. Но почему-то оно никак не собиралось. Директор общался с нами исключительно через доску приказов. Результатом этого непонимания и стало коллективное письмо, причем я предупредила Бориса Михайловича, что я это письмо подпишу, если полноценный диалог так и не будет выстроен. Реакции, как вы понимаете, не последовало. В итоге получилось все странно и неприятно: проблемы театра, которые могли решиться внутри коллектива, вышли за его пределы. В письме три основных претензии. Первая касается того, что художественный совет театра ничего не решает, и директор принимает решение единолично. Не раз возникали случаи, когда Борис Михайлович даже принимал решение вопреки мнению худсовета. Вторая состоит в том, что театр Денникова (он и сам его так декларирует) - я не берусь обсуждать хороший он или плохой - это самостоятельный организм внутри театра. Андрей Сергеевич не работает с труппой, в его спектаклях занято три-четыре человека, и это, на мой взгляд, не совсем правильно. А третья претензия - это состояние помещения: отдан малый зал, кресла находятся в жутком состоянии, не отремонтирован второй комплект "Концерта", а ведь мы играем двумя составами. Каждый год мы обсуждаем, какие кресла купить, но дальше ничего не происходит - все остается в таком же плачевном состоянии.
От редакции
- Со времени ухода основателя театра Сергея Владимировича Образцова в созданном им доме не раз возникали бунты. Самый запоминающийся связан с Резо Габриадзе. Выдающийся режиссер и художник руководил этим театром недолго. Общего языка с труппой не нашел, и дело кончилось громким тягостным собранием всего коллектива с последующим уходом мастера из театра. Спустя некоторое время здесь появился совсем молодой Андрей Денников. Он, в отличие от Габриадзе, не был назначен художественным руководителем этого прославленного театра, но с первых же шагов проявил такую рьяную самостоятельность, что это не давало окружающим покоя. Можно сколь угодно искать правоту сторон, более того - у каждой из сторон имеется своя правда. И Габриадзе, и Денников при всей несопоставимости их заслуг и масштабов являются творцами-одиночками. А Образцов создал в свое время театр-империю, где огромный коллектив был подчинен воле одного гениального художника. Осиротевшая труппа все еще по инерции ждет продолжения прежней жизни, которой по определению быть не может. Перед нами так называемая "модельная ситуация", характерная для многих прежде прославленных трупп, рожденных и снискавших успех силами крупнейших режиссеров. С физическим уходом такого лидера уходит и сама художественная идея, формировавшая смысл жизни данного театрального коллектива. Но остается труппа, а это - живые люди, которые хотят работать. К тому же, чем сильнее был успех этих людей при жизни лидера, тем мощнее их амбиции, которые зачастую заменяют им реальный взгляд на реальную ситуацию. Новатор Образцов сам прекрасно понимал, что после него театр придется делать заново, и рано или поздно появится другой новатор, который, возможно, все поломает и построит по-своему. Такая перспектива, разумеется, не устраивает актеров, и начинается борьба. В этой борьбе актеры иногда одерживают победу, но чисто номенклатурную, не творческую. В случае с Театром имени Образцова ситуация вялотекущего и малохудожественного процесса с перманентными вспышками сопротивления непозволительно затянулась. Ни изнутри, в том числе и директором Борисом Киркиным, ни сверху, то есть волей федеральной власти, не было предпринято по-настоящему решительных шагов. А между тем можно было хотя бы начать активный поиск молодых режиссеров на разовые постановки, чтобы сделать жизнь театра разнообразной, занять актеров и совершить, наконец, хоть какой-то творческий прорыв. Но на сегодня прорывы совершает один Андрей Денников (нравится он кому-то или нет), и именно на его голову обрушивается вся мощь негодования театральных старожилов. Вот и директор, полагающий за этим режиссером перспективу развития театра и оказывающий ему поддержку, тоже попал под удар. Возможно, Б.Киркин и не самый лучший хозяйственник. Но плохие кресла и старая крыша - не самый главный показатель кризисного состояния театра. Совершенно очевидно, что здесь требуется кардинальное обновление всего начиная с художественных идей и их свежего воплощения и заканчивая подлокотниками, а также сиденьями и спинками.
Оригинал здесь
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/c ... _id=931883