Газета «Культура», 26 июня – 2 июля 2008 года, с. 5
«РЕПЕТИЦИЯ ОРКЕСТРА» ПО МАРКУ ГОРЕНШТЕЙНУ
В Москве завершились Международные мастер-классы для дирижёров, которые провёл художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Светланова Марк Горенштейн.
Маэстро Горенштейн признался, что идея проведения мастер-классов у него возникла, когда он был членом жюри последнего конкурса дирижёров имени С. Прокофьева, где до финала добрался единственный дирижёр-россиянин. «Музыканты из стран Востока оказались гораздо сильней, а русская школа, которой мы всегда гордились, к сожалению, почти не существует, – заметил Марк Борисович. – Если мне удастся на своих занятиях реально помочь хотя бы одному российскому дирижёру, значит, мастер-классы оправдают себя».
Семнадцать молодых музыкантов из двенадцати стран мира повышали своё мастерство под руководством маэстро Горенштейна: разбирались не только произведения, но и вопросы профессиональной этики, поведения на сцене и взаимоотношения с музыкантами оркестра. «В этой специальности нет мелочей, каждый твой шаг рассматривается, как под микроскопом, любое слово должно быть предельно точным и выверенным, – рассказывает Горенштейн. – Наша профессия – это вечный поиск и вечный экзамен, а дирижёрская палочка – как наркотик; любой музыкант, один раз попробовавший дирижировать, уже никогда не расстанется с идеей стать дирижёром».
Среди молодых дирижёров оказались как начинающие, так и лауреаты различных конкурсов, уже работавшие с оркестрами. Был очень интересный южнокорейский дирижёр Джун-Ю-Ким, проживающий в Америке, талантливый аргентинец Мариано Кьякьярини, живущий и работающий в Германии, очень способный молодой человек из Македонии Сашо Татарчевски, замечательный пианист Джон Фосхайм, решивший поменять профессию, и хорошо проявившие себя наши дирижёры
Илья Гайсин и Алексей Ходорченков.
Гайсин, сотрудничающий, по его словам, с трёмя коллективами, считает, что мастер-класс с такого уровня дирижёром, как маэстро Горенштейн, - это уникальная возможность получить реальную помощь в повышении своего мастерства. Даже при полном доверии к своим педагогам, молодые дирижёры нуждаются в том, чтобы на их работу посмотрели как бы со стороны. Огромную помощь на мастер-классах оказал Госоркестр России – один из ведущих российских коллективов, удостоенный имени великого дирижёра Е. Ф. Светланова. знаменитый оркестр с удовольствием взялся за «черновую» работу с молодыми и всячески их выручал в трудных ситуациях. «Даже если дирижёр показывает не точно, оркестр всё равно играет практически безупречно, хотя на мастер-классах это неправильно. С плохим оркестром было бы проще – он играл бы так, как ему показывают, и участники мастер-классов сразу видели бы все свои ошибки», – смеётся Горенштейн.
Мастер-классы завершились концертом в студии телеканала «Культура». Каждый участник получил возможность представить программу примерно на 8-10 минут. Возможно, в ближайшем будущем кто-нибудь из этих молодых дирижёров получит приглашение выступить с Госоркестром в России.
Елена ВЕРУШКИНА
Не совсем оригинал