Интервью Андрея Денникова на сайте центра "Лидер"

Модератор: Основные форумы

Интервью Андрея Денникова на сайте центра "Лидер"

Сообщение Ёжик » Ср янв 09, 2013 10:57 pm

Центр образования Лидер совместно с Театром кукол имени С.В. Образцова открывают совместный проект:"Любовь к чтению через театр"

Сегодня мы представляем интервью Андрея Денникова, заслуженного артиста РФ, режиссёра-постановщика ГАЦТК им. С. В. Образцова

- Андрей Сергеевич, во многих своих интервью Вы говорите, что для своих постановок предпочитаете использовать произведения классической литературы. Почему? Чем современная драматургия отталкивает Вас?
- Своей банальностью. Банальные ситуации, банальные персонажи, такой несколько «картонный» театр. Как мне кажется, современная драматургия годится, в основном, для антреприз. Ну, может, создаются эти пьесы, как полагают авторы, для настоящего драматического театра с большим размахом, но, к сожалению, результат не соответствует замыслу, потому что в итоге получается, что это пьески, которые годятся только для антреприз. А антреприза это - два стула, в лучшем случае, коврик на полу, ну и три актера, которые представляют из себя Пашу, Машу и тётю Дашу.

- Но действие вашего спектакля по пьесе Дж. Патрика "Странная миссис Сэвидж" вы даже намерено перенесли в сегодняшний день. Значит, в этой пьесе есть то, что необходимо вам, как постановщику, хотя в ней и нет каких-то масштабных героев, глобальных событий и страстей?
- Ну, как сказать. Там люди вышестоящие лишаются огромного капитала - ведь это фактически светопреставление для них, и современный человек воспринимает это как настоящую шекспировскую трагедию. Так что там очень мощный конфликт и очень мощная проблема, а для сегодняшнего зрителя это очевидно и понятно.

- Но все равно, я так понимаю, что в ваших режиссерских приоритетах планы постановок таких авторов как Пушкин, Гоголь, Островский, Чехов и другие классики?
- Да.

- Я знаю, что Вы написали пьесу по повести Пушкина "Пиковая Дама". А что для Вас главное когда вы беретесь за постановку и инсценировку произведений таких авторов?
- Что для меня главное? Что касается "Пиковой Дамы" – во-первых то, что это Пушкин написал. Уже само по себе это важно.

- Это накладывает ответственность на Вас?
- Ответственность накладывает тогда, когда начинаешь ставить такой спектакль. А когда пишешь инсценировку - ответственность только перед словом Пушкина. Потому что Пушкин - это высочайшая литература. Тут главное не отступить от автора и не пойти по какому-нибудь дурному, наклонному пути. Если начинаешь изменять автору, совершаешь против него, скажем так, литературное преступление, то он мстит по своему, и получается не пьеса, а анекдот, с кучей несуразностей и несовпадений.

- То есть когда Вы беретесь за постановку спектаклей по произведениям классиков для Вас самое главное это уважительное отношение к автору?
- Самое главное - просто идти от автора, вот и все. Нужно делать автора. Если ты берешь какое-нибудь литературное имя, Пушкин ли это, Гоголь или Лермонтов, нужно исходить, прежде всего, из того, кого ты берешь за основу. Если стараешься воплотить автора на все 100%, то это и будет уважительное отношение к автору.

- А как это сделать?
- Внимательно читать. Сегодня мало кто умеет читать. Так, глазами пробегутся, чтобы сюжет узнать, как в комиксах. А у тех авторах, о которых мы говорим, все гораздо больше и глубже, чем просто сюжет. Та же "Война и мир" Л.Н. Толстого. Сюжет понятен - можно и силлюстрировать и спектакль поставить и фильм снять, но ведь самое главное не сюжет. Это история людей, история страны - и она гораздо глубже, чем просто сюжетная линия.

-Но ведь у Вас есть и образование и жизненный опыт, поэтому Вам это легко понять. А как сегодняшнему молодому читателю объяснить, что интересного в "Войне и Мире", и что надо прочитать эту вещь целиком, а не только краткое содержание?
– Можно попробовать объяснить им, что подобное чтение дает ни с чем несравнимый жизненный опыт. Такое количество разных людей мы сами никогда не узнаем. А благодаря роману мы можем узнать их лично, и более того, мы можем проникнуть в атмосферу этих родовых гнезд. И это тем более интересно, что люди глобально не поменялись с XIX века по XXI. Это все те же люди. Меняются только предлагаемые обстоятельства.

– Тогда как Вы относитесь к осовремениванию классики на сцене?
- А какая необходимость в переодеваниях в джинсы или кожаные куртки? Кутузов, который для нас стал героем, которого мы знаем, стал им в том сюртуке и в той эпохе, в которую жил. И переодевать его в костюм иной эпохи не только необязательно, но и не нужно. Он жил в других предлагаемых обстоятельствах, в других условиях и все это накладывает отпечаток на человека. Мне кажется, что нужно быть честным, и если уж тебя заинтересовало литературное произведение, то значит тебя заинтересовала и эпоха, о которой идет речь в этом произведении. Так будь любезен, насколько это возможно, покажи средствами театра или кино, подробности этой эпохи, а если подробности, то и её обаяние. Ведь это же красиво! Почему не поделиться всей этой эстетикой со зрителями? Это то, что меня интересует как творца, и я этим делюсь с теми, кто приходит ко мне на спектакли. Пусть проникнутся временем, порадуются вместе со мной и поймут, что и от чего произошло в те далекие времена, о которых идет речь на сцене.

- Часто на спектакли по произведениям, которые входят перечень обязательной школьной программы приводят целые классы школьников. Как вы к этому относитесь? Считаете ли Вы это целесообразным?
- Я считаю, что ничего страшного в этом нет, особенно в те моменты, когда юный зритель замирает во время серьезного спектакля и полностью погружается в то, что происходит на сцене.

- А что самое главное сегодня может дать театр молодым людям?
- Жизнь духа. Сегодня жизнь духа пытаются всячески заколотить досками как усадьбу в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".

- Когда-то Вы были учеником. Теперь Вы сами учите. Что самое главное учитель должен дать ученику?
- Любовь. Любовь к окружающим людям, любовь к делу, которым занимаешься. Если ученик не полюбит свое дело, у него никогда ничего не получиться!

- А кого Вы называете своими самыми главными учителями?
- Конечно, это мой мастер из "ГИТИСа" народный артист СССР, И.Г.Шароев, еще могу сказать, что своим учителем я считаю так же и К.С. Станиславского.

- Несмотря на то, что Вы не имели возможности знать его лично?
- Но ведь он оставил после себя богатое литературное наследие. Это можно читать и таким образом, знакомиться с ним лично. Он писал о своих принципах, о принципах своего театра.

- А как Вы относитесь к высказыванию что: "Научить нельзя, можно только научиться"?
- Резко положительно.

- То есть, если артист не хочет учиться , то Вы ничем не сможете ему помочь?
- Да никто не сможет! Ни Станиславский, ни Михаил Чехов не смогут помочь той индивидуальности, которая сама не хочет учиться у своего мастера. А когда ты хочешь учиться, ты начинаешь впитывать каждое слово, каждый поворот головы своего учителя, а это и есть самое лучшее обучение.

- Когда Вы выступали на сцене, то через свое искусство вы приобщали молодых зрителей к миру прекрасного. Что Вы можете посоветовать сейчас родителям и учителям, чтобы отвлечь детей от телевизора и интернета, и увлечь их тем, что действительно принесет пользу их душе и обогатит их внутреннюю культуру?
- Надо хотя бы раз привести их в настоящий театр, на хороший спектакль, основанный на духовных принципах, и, как человека, который не умеет плавать, что называется, бросить в воду. И если спектакль хороший, то юный зритель обязательно выплывет, и даже научиться и полюбит плавать в многообразном театральном мире. И захочет узнавать новое. Конечно, надо идти на проверенный спектакль. Ни в коем случае нельзя вести ребенка наобум, просто на известное название, или в известный театр. Если ты взрослый, ответственный и образованный человек, нужно самому пойти и проверить, что увидит Ваш ребенок. Сейчас не существует цензуры, значит, в роли цензоров должны выступать взрослые.

- А Вы считаете, что нужна цензура для детей?
- Я считаю, что в сегодняшний распущенный век цензура для детей не только нужна, но и необходима!

- То есть, Вы приветствуете те ограничения, которые вступили в силу этим летом, обзывающие организаторов маркировать все телепередачи, фильмы и зрелища пометкой, с какого возраста рекомендуется их просмотр?
- Я считаю, что следить за этим надо. Хотя решать, что показывать, а что не показывать ребенку - личное дело родителя. Я помню, как в детстве мне приходилось обманывать билетеров Детского Музыкального театра им. Н.И.Сац, что я старше, чем я есть, чтобы попасть на любимый спектакль "Синяя птица". Может быть это и неплохо, что были такие ограничения.

- А что самое главное нужно сегодня воспитывать в детях?
- Духовность. В России духовность всегда была первоосновой. И именно на этой первооснове воспитывались все лучшие деятели и умы нашей страны. Сейчас появилось много духовнонаправленных телеканалов, открыты храмы, в которых можно познавать мир, таким, какой он есть на самом деле.

- А как бы Вы воспитывали своего ребенка?
- Во-первых, он был бы обязательно крещеным и воцерковленным. Детство, которое бы он проводил в храме, и в воскресной школе было бы ему очень полезно, и делало бы его душу гораздо светлее, восприимчивее и чувствительнее. Ребенок умел бы любить окружающих его. Это элементарные вещи и для меня совершенно очевидные.

- В чем Вы видите свою миссию в театре?
- Я хотел бы показать насколько широки возможности театра кукол, если не замыкаться на принятых шаблонах, и что пространство искусства нельзя обуживать. Это не рукав. А что касается конкретных постановок - пока об этом рано говорить. У меня много планов, но в театре сейчас трудное время и пока не дают развернуться, то из-за финансовых трудностей, деньги на постановки все время куда-то исчезают, то еще из-за чего-то. А просто говорить о мечтах я считаю бахвальством. Вот поставлю - тогда и будем говорить.

– Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь ученикам нашего Центра.
- Прежде всего здоровья могу пожелать. Как мне сказала наша великая балерина Майя Плисецкая: "Здоровье - это самое главное!". И ведь действительно, без здоровья ничего не сделаешь. Я желаю, чтобы здоровье было и у них и у их родителей. Тогда и радость будет, и умиление, и силы любить. А без любви нет смысла жить.

Источник
Аватара пользователя
Ёжик
 
Сообщения: 1601
Зарегистрирован: Вс май 06, 2007 7:31 pm
Откуда: Бамбуковый лес

Сообщение Ёжик » Чт янв 10, 2013 10:12 pm

Интервью опубликовано на сайте осенью 2012 года.
Аватара пользователя
Ёжик
 
Сообщения: 1601
Зарегистрирован: Вс май 06, 2007 7:31 pm
Откуда: Бамбуковый лес

Сообщение MagicFlute » Пт янв 11, 2013 10:13 am

Интересное интервью, спасибо, Витя!
Люди забудут, что Вы сказали. Забудут, что Вы сделали. Но никогда не забудут, как Вы заставили их чувствовать (с)
Аватара пользователя
MagicFlute
Модератор
 
Сообщения: 543
Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 12:36 am
Откуда: Москва


Вернуться в Творчество Андрея Денникова

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron