Света писал(а): А вообще, я очень рада, что этот форум коснулся творчества Елены Антоновны, это лишний раз доказывает, насколько близко смыкаются неслучайные творческие миры. Татьяна, а что скажете об Антонине Кузнецовой? А может быть, кто-нибудь еще ее слышал? На мой взгляд, она заслуживает обсуждения на данном форуме. Здоровья, сил и творческих успехов всем, дарящим нам (зрителям-слушателям) радость общения с Великим и Прекрасным!
Творчество Елены Камбуровой мне тоже очень интересно. Судьба подарила мне возможность дважды брать у нее интервью. Один раз это было непосредственно в гостинице (сейчас она называется "Волжский откос", а в те годы была просто "Россией"). Певица приехала в ноябре, у нее был концерт в Нижегородской филармонии (зал которой она, кстати, не очень любит, в том числе и за отсутствие камерности - при числе мест более 1000 о последней говорить не приходится). Было холодно и промозгло, в огромные оконные щели гостиничного номера (между прочим, не люкса) дул жуткий ветер, так что руки стыли. И тут Камбурова, как волшебница, извлекла из своей необъятной дорожной сумки пучочек какой-то засушенной травы-муравы (явно отечественного сбора), что-то вроде подсвечника, зажгла все это дело... Ой, какой аромат пошел по комнате!.. Под чаек да под травяной дух мы с ней и поговорили. Душевно так, что до сих пор вспоминается...
Уважаю ее. За удивительно крепкий внутренний стержень и НЕВОЗМОЖНОСТЬ делать то, что не нравится. А не нравится ей пошлость, пение на потребу, коммерческий расчет и прочее, из той же оперы. Она тогда сказала об одной певице, не называя имени, мол, приходила, жаловалась, что петь ей хочется совсем иное, настоящее, но, чтобы выжить... И еще о Раневской говорили, которая Камбурову очень любила. Именно ее и Марину Неелову выделяла для себя среди многочисленных прочих, но считала, что у Камбуровой дух крепче... И еще о "Чайке по имени Джонатан Ливингстон", которую она тогда мечтала прочитать со сцены...
Но я увлеклась. На самом деле хотела сказать об Антонине Кузнецовой. Я ее ОБОЖАЮ. К счастью, уже многие годы она приезжает в Нижний Новгород в рамках литератруного абонемента. И, удивительно, но всякий раз собирает полные залы, причем в основном студенческой молодежи! Так что на предмет элитарности искусства можно поспорить.
Да, элитарное искусство существовало и будет существовать всегда, в контраст масскульту (видеозменяющемуся "в ногу" со временем). Но. В обруганные застойные времена правительство СОЗНАТЕЛЬНО занималось воспитанием публики. Та же Нижегородская филармония целенаправленно растила своих будущих слушателей через циклы детских абонементов: музыкальных и литературных. Потому что у человека должна быть ПОТРЕБНОСТЬ И ПРИВЫЧКА слушать литературные концерты, симфоническую, джазовую и иную серьезную музыку. И эти потребность и привычка идут из детства. На абонементы выделялись бюджетные средства, и цены на детские (да и взрослые классические концерты) всегда были ДОСТУПНЫМИ. Сейчас происходит страшный процесс, толкающий госучреждения культуры в свободный полет, на самоокупаемость... Однако все ссылки на зарубежный опыт - ложь. Музеи, крупные театры и концертные залы там ДОТИРУЮТСЯ. Отчасти государством, отчасти - спонсорами. Но только этих спонсоров ОБЯЗЫВАЮТ отдавать часть своей прибыли на развитие культуры (существует разработанная система от поощрений до порицаний, в том числе, разумеется, снижение налоговых ставок). В России ничего подобного и близко нет. Более того, в ближайшем будущем не предполагается. Выводы напрашиваются нерадостные. Скоро ни тех, кто захочет слушать Камбурову и Кузнецову (и подобных им), ни таких, как Камбурова и Кузнецова, в открытом доступе вообще не будет...