Несказанное, синее, нежное…
Добавлено: Вс сен 30, 2007 1:33 am
НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…
21.08.2007
28 июля состоялось празднование Дня Рождения государственного музея-заповедника Сергея Есенина в селе Константиново.
Родина поэта радушно встречала гостей солнечной погодой, невообразимой красоты пейзажами и приветливыми лицами работников и посетителей музея.
Добраться до музея было нелегко: транспорт ходит редко, а желающих попасть в этот особенный день в усадьбу было много. И успеть к официальному открытию празднования мы, увы, не могли никак. Поэтому отправились осматривать экспозицию самостоятельно.
Домик Сергея Есенина. При входе сразу вспомнились строчки поэта:
"Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас.
За печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко.
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко..."
Внутри все подлинное, а в сенях стоят те самые дежка и ухваты. В единственной комнате "прихожей", одновременно играющей роль спальни, кабинета и столовой поэта, "за печуркой точеной" стоит его кровать, в красном углу висят иконы, среди них Божьей Матери, Неопалимая Купина, оберегающая от пожаров. У другой стены - рабочий стол, за которым Есенин, не сидевший долго на одном месте, работал стоя.
Возле этой комнаты был и закуток, куда помещалась только кровать, покрытая вышитыми покрывалами - маленькая спаленка матери поэта. Там же представлен еще один уникальный экспонат домика – ее пальто, тот самый "старомодный ветхий шушун", в котором и "выходит на дорогу" Татьяна Федоровна в ожидании возвращения сына.
Может, благодаря сохранившейся обстановке, может, благодаря непрекращающемуся потоку людей, которым дорога память Сергея Есенина, но в домике поэта необыкновенно "живая" энергетика. Нет отпечатка застывшего времени, присущего многим музеям.
Наша дальнейшая программа снова не совпадала с предложенной заповедником.
В 12 часов, к 10-летию открытия Выставочного торгового центра, начинался показ моделей, продажа изделий из натурального шелка и роспись по шелку в техники батик на есенинские строки.
А в 13:00 зрителям была заявлена музыкально-поэтическая встреча в двух отделениях с режиссером-постановщиком Государственного академического Центрального театра кукол им. С.В. Образцова, Заслуженным артистом РФ Андреем Денниковым, задать несколько вопросов которому мы и отправились перед выступлением.
Стоит отметить, что Андрей прибыл не один, а в сопровождении своего помощника и коллеги, также артиста ГАЦТК им. С.В. Образцова Максима Мишаева. И пока Максим выставлял звук и налаживал технику, Андрей попытался донести до читателей, почему же творчество и судьба именно этого поэта так близки режиссеру:
-Время, в которое жил Сергей Есенин – переломное в истории нашей страны. Переход от Царской России к России большевиков, революция, развал деревни, падение церкви – все это волновало меня, и заставляло задуматься, каким образом я могу выразить эту эпоху через театр, через какую призму я могу это воплотить. В какой-то момент, перечитывая стихи Сергея Александровича Есенина, я понял, что в образе данного поэта объединяются все эти проблемы. Он несравнимо более других близок к народу. Страдания и метания человеческой души, переживаемые Есениным, необычайно роднят его с нами.
И я стал искать, через какие произведения поэта, факты его биографии, можно все это выразить. Изучил множество документов, отсеивал массу информации и в итоге создал собственную сценическую литературно-музыкальную композицию. В результате боль за Россию 1917 года, за русскую деревню, за мать, оставленную вдали – все это находит отклик в сердцах зрителей спектакля «Исповедь хулигана».
Острым остается и вопрос веры в душе поэта. Момент падения Православной церкви в нашей стране Есенин особенно переживал в своем сердце. «Стыдно мне, что я в Бога верил», говорит он, но при этом добавляет «Горько мне, что не верю теперь». При этом Сергей Александрович до конца своей жизни оставался православным человеком.
Все плохое и хорошее, связанное с русским народом, сконцентрировалось в Сергее Есенине. Поэтому я понял, что лучше него нет фигуры, чтобы показать этот раздираемый страстями двадцатый век, его начало.
-А Вы могли бы жить в тот исторический период?
-Так как во время спектакля я ассоциирую себя с Есениным, я становлюсь им на время, то думаю, что вполне возможно. И могу предположить, что вел бы я себя, как и Сергей Александрович. Понимаете, большинство слухов про его разгульный образ жизни – не более, чем выдумка, самого поэта и его недоброжелателей. У Есенина никогда не было постоянного пристанища, собственного дома, куда бы его в нетрезвом состоянии могли забрать друзья или родные, поэтому все его «подвиги» становились достоянием общественности.
-Но ведь были женщины, готовые принять поэта в любой ситуации, в частности Галина Бениславкая. Она всю жизнь любила Есенина, а ее образ даже косвенно не отображен в Вашей «Исповеди хулигана».
- Дело в том, что этот спектакль – вся жизнь, глазами Есенина. Я выявил в нем все то, что было важно для самого поэта. Так бывает, что иногда люди, несмотря на все их положительные качества, не играют в нашей жизни той роли, какой хотелось бы им. Можно назвать Есенина неблагодарным, однако он – гений своего времени и судить его за все это, думаю, не стоит.
-Вы глубоко вживаетесь в образ поэта. Прослеживаются ли у Вас параллели с его судьбой?
- Возможно…Я также люблю нашу страну и переживаю за ее судьбу, как и Есенина меня порой гонят и несправедливо обвиняют, а еще, как и Сергея Александрович, я всего добивался сам, без протекции родителей или родственников. Любовь к Гоголю и Пушкину, глубокий культ матери, это тоже объединяет нас с поэтом. Единственное, я не разделяю его любви к Айседоре Дункан в силу ее возраста. Хотя и не могу утверждать с уверенностью, потому что, как вы понимаете, энергетика и обаяние у всех людей разные и проявляются только при общении. Поэтому на сцене люблю, скорее, ее поэтический образ.
А так… я счастлив от того, что у нас с Есениным разные судьбы, потому что и живем мы в разное время. И путь каждого из нас обусловлен особенности именно его эпохи.
-Если бы Вам представилась возможность встретиться с поэтом, что бы Вы ему сказали?
-Это трудный вопрос. Наверное, сначала поблагодарил бы за то, что он создал за свою недолгую жизнь. Я бы сказал, что мне сегодня также грустно, как и ему тогда за нашу страну; что я его очень хорошо понимаю. Но помочь друг другу мы ничем бы не могли, а скорее всего, при встрече, как молекулы, ударились бы друг о друга и разлетелись.
А вообще, хотя бы раз в месяц в театральном сезоне я встречаюсь с ним на сцене.
Как раз время очередной такой встречи настало и для нас. В зал научно-культурного центра прибыли зрители, перед которыми Андрей Денников и предстал в образе великого русского поэта и исполнил романсы на его стихи.
Второй частью его выступления был моноспектакль «Кошкин дом». Желая преподнести именно такой подарок музею, артист руководствовался мыслью, что в День Рождения музея-заповедника Сергея Есенина, какая-то часть празднования должна отходить от общей тематики. Тем более на спектакль собралась и детская публика, с искренним восторгом принимавшая все перевоплощения Андрея в героев С. Я. Маршака.
Увы, пресловутые трудности с транспортом вновь заставили нас изменить намеченной программе. И вместо концерта бардовских песен нам, с частью других московских посетителей, пришлось покинуть гостеприимные объятия заповедника.
Однако атмосфера душевности, царящая в музее, красота природы – все это не может оставить равнодушным и заставляет снова и снова возвращаться в этот чистый край, которому посвящены самые волшебные строки «Несказанное, синее, нежное. Тих мой край после бурь, после гроз…»
Алла Романовская, Вероника Лозовская
Оригинал здесь
21.08.2007
28 июля состоялось празднование Дня Рождения государственного музея-заповедника Сергея Есенина в селе Константиново.
Родина поэта радушно встречала гостей солнечной погодой, невообразимой красоты пейзажами и приветливыми лицами работников и посетителей музея.
Добраться до музея было нелегко: транспорт ходит редко, а желающих попасть в этот особенный день в усадьбу было много. И успеть к официальному открытию празднования мы, увы, не могли никак. Поэтому отправились осматривать экспозицию самостоятельно.
Домик Сергея Есенина. При входе сразу вспомнились строчки поэта:
"Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас.
За печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко.
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко..."
Внутри все подлинное, а в сенях стоят те самые дежка и ухваты. В единственной комнате "прихожей", одновременно играющей роль спальни, кабинета и столовой поэта, "за печуркой точеной" стоит его кровать, в красном углу висят иконы, среди них Божьей Матери, Неопалимая Купина, оберегающая от пожаров. У другой стены - рабочий стол, за которым Есенин, не сидевший долго на одном месте, работал стоя.
Возле этой комнаты был и закуток, куда помещалась только кровать, покрытая вышитыми покрывалами - маленькая спаленка матери поэта. Там же представлен еще один уникальный экспонат домика – ее пальто, тот самый "старомодный ветхий шушун", в котором и "выходит на дорогу" Татьяна Федоровна в ожидании возвращения сына.
Может, благодаря сохранившейся обстановке, может, благодаря непрекращающемуся потоку людей, которым дорога память Сергея Есенина, но в домике поэта необыкновенно "живая" энергетика. Нет отпечатка застывшего времени, присущего многим музеям.
Наша дальнейшая программа снова не совпадала с предложенной заповедником.
В 12 часов, к 10-летию открытия Выставочного торгового центра, начинался показ моделей, продажа изделий из натурального шелка и роспись по шелку в техники батик на есенинские строки.
А в 13:00 зрителям была заявлена музыкально-поэтическая встреча в двух отделениях с режиссером-постановщиком Государственного академического Центрального театра кукол им. С.В. Образцова, Заслуженным артистом РФ Андреем Денниковым, задать несколько вопросов которому мы и отправились перед выступлением.
Стоит отметить, что Андрей прибыл не один, а в сопровождении своего помощника и коллеги, также артиста ГАЦТК им. С.В. Образцова Максима Мишаева. И пока Максим выставлял звук и налаживал технику, Андрей попытался донести до читателей, почему же творчество и судьба именно этого поэта так близки режиссеру:
-Время, в которое жил Сергей Есенин – переломное в истории нашей страны. Переход от Царской России к России большевиков, революция, развал деревни, падение церкви – все это волновало меня, и заставляло задуматься, каким образом я могу выразить эту эпоху через театр, через какую призму я могу это воплотить. В какой-то момент, перечитывая стихи Сергея Александровича Есенина, я понял, что в образе данного поэта объединяются все эти проблемы. Он несравнимо более других близок к народу. Страдания и метания человеческой души, переживаемые Есениным, необычайно роднят его с нами.
И я стал искать, через какие произведения поэта, факты его биографии, можно все это выразить. Изучил множество документов, отсеивал массу информации и в итоге создал собственную сценическую литературно-музыкальную композицию. В результате боль за Россию 1917 года, за русскую деревню, за мать, оставленную вдали – все это находит отклик в сердцах зрителей спектакля «Исповедь хулигана».
Острым остается и вопрос веры в душе поэта. Момент падения Православной церкви в нашей стране Есенин особенно переживал в своем сердце. «Стыдно мне, что я в Бога верил», говорит он, но при этом добавляет «Горько мне, что не верю теперь». При этом Сергей Александрович до конца своей жизни оставался православным человеком.
Все плохое и хорошее, связанное с русским народом, сконцентрировалось в Сергее Есенине. Поэтому я понял, что лучше него нет фигуры, чтобы показать этот раздираемый страстями двадцатый век, его начало.
-А Вы могли бы жить в тот исторический период?
-Так как во время спектакля я ассоциирую себя с Есениным, я становлюсь им на время, то думаю, что вполне возможно. И могу предположить, что вел бы я себя, как и Сергей Александрович. Понимаете, большинство слухов про его разгульный образ жизни – не более, чем выдумка, самого поэта и его недоброжелателей. У Есенина никогда не было постоянного пристанища, собственного дома, куда бы его в нетрезвом состоянии могли забрать друзья или родные, поэтому все его «подвиги» становились достоянием общественности.
-Но ведь были женщины, готовые принять поэта в любой ситуации, в частности Галина Бениславкая. Она всю жизнь любила Есенина, а ее образ даже косвенно не отображен в Вашей «Исповеди хулигана».
- Дело в том, что этот спектакль – вся жизнь, глазами Есенина. Я выявил в нем все то, что было важно для самого поэта. Так бывает, что иногда люди, несмотря на все их положительные качества, не играют в нашей жизни той роли, какой хотелось бы им. Можно назвать Есенина неблагодарным, однако он – гений своего времени и судить его за все это, думаю, не стоит.
-Вы глубоко вживаетесь в образ поэта. Прослеживаются ли у Вас параллели с его судьбой?
- Возможно…Я также люблю нашу страну и переживаю за ее судьбу, как и Есенина меня порой гонят и несправедливо обвиняют, а еще, как и Сергея Александрович, я всего добивался сам, без протекции родителей или родственников. Любовь к Гоголю и Пушкину, глубокий культ матери, это тоже объединяет нас с поэтом. Единственное, я не разделяю его любви к Айседоре Дункан в силу ее возраста. Хотя и не могу утверждать с уверенностью, потому что, как вы понимаете, энергетика и обаяние у всех людей разные и проявляются только при общении. Поэтому на сцене люблю, скорее, ее поэтический образ.
А так… я счастлив от того, что у нас с Есениным разные судьбы, потому что и живем мы в разное время. И путь каждого из нас обусловлен особенности именно его эпохи.
-Если бы Вам представилась возможность встретиться с поэтом, что бы Вы ему сказали?
-Это трудный вопрос. Наверное, сначала поблагодарил бы за то, что он создал за свою недолгую жизнь. Я бы сказал, что мне сегодня также грустно, как и ему тогда за нашу страну; что я его очень хорошо понимаю. Но помочь друг другу мы ничем бы не могли, а скорее всего, при встрече, как молекулы, ударились бы друг о друга и разлетелись.
А вообще, хотя бы раз в месяц в театральном сезоне я встречаюсь с ним на сцене.
Как раз время очередной такой встречи настало и для нас. В зал научно-культурного центра прибыли зрители, перед которыми Андрей Денников и предстал в образе великого русского поэта и исполнил романсы на его стихи.
Второй частью его выступления был моноспектакль «Кошкин дом». Желая преподнести именно такой подарок музею, артист руководствовался мыслью, что в День Рождения музея-заповедника Сергея Есенина, какая-то часть празднования должна отходить от общей тематики. Тем более на спектакль собралась и детская публика, с искренним восторгом принимавшая все перевоплощения Андрея в героев С. Я. Маршака.
Увы, пресловутые трудности с транспортом вновь заставили нас изменить намеченной программе. И вместо концерта бардовских песен нам, с частью других московских посетителей, пришлось покинуть гостеприимные объятия заповедника.
Однако атмосфера душевности, царящая в музее, красота природы – все это не может оставить равнодушным и заставляет снова и снова возвращаться в этот чистый край, которому посвящены самые волшебные строки «Несказанное, синее, нежное. Тих мой край после бурь, после гроз…»
Алла Романовская, Вероника Лозовская
Оригинал здесь