Модератор: Культура и искусство
Panda писал(а):Существует ли нынче в России профессиональная театральная критика?
Panda писал(а):Существует ли нынче в России профессиональная театральная критика?
В Петрозаводске выходит одно издание, в котором возможно размещение серьёзного критического анализа, - газета "Лицей". Тираж у неё, конечно, невелик, но всё же не как у стенгазеты. Только с "писателями" неважно: по-моему, в роли театрального критика время от времени выступает (выступал?) один Борис Гущин, который, кстати, - не знаю почему (возможно, по оргпричинам) - о июньских "Маленьких трагедиях" не написал ни слова.Вера писал(а):Не знаю, как в иных провинциальных городах (страна у нас большая), а в Нижнем Новгороде ее с января нынешнего года не стало. Единственное издание, которое позволяло себе роскошь предоставлять газетную площадь для серьезного критического анализа, получило нового главного редактора. Тот взял курс на желтизну, поэтому в НН ТЕАТРАЛЬНОЙ КРИТИКИ БОЛЬШЕ НЕТ.
Дорогая Вера, интервью с Андреем как раз лучший вариант! Но бывают истории, как с откликами господина Заславского: берёшь в руки газетный текст (:gaz ) и понимаешь, что ты был на какой-то другой пресс-конференции (постараюсь ознакомить общественность с первоначальным вариантом одного эссе: оно было опубликовано в "местном" Интернет-издании, подверглось постредактуре по причине захватывающей безграмотности, но первая редакция висела с неделю). Тут-то и возникает проблема адекватной передачи слов Андрея (и не только Андрея)! Помните тему о "женском начале"?Так что, дорогой Панда, интервью с Андреем Денниковым - не самый худший вариант. Будучи большим умницей, он через беседу с журналистами (конечно, при условии минимального ИСКАЖЕНИЯ и отсутствия "вольных фантазий на тему") донесет до читателей смысл, цели и задачи собственного спектакля ничуть не хуже (а чаще всего лучше), нежели так называемый критик. Чему пример печально знаменитый Заславский, читая которого, понимаешь, что лично ты смотрела какой-то другой спектакль, не тот, что видел автор "критического разбора".
А им это неинтересно, потому что и большей части так называемой читающей публики это "до лампочки". Зато видели бы Вы, что у нас творилось, когда симфонический оркестр не вышел играть перед детьми - сорвал концерт! (Подробности, кому интересно, - здесь.) Журналисты, которые едва ли раньше знали, где вообще находится филармония, припустились писать о ней и об этом инциденте. Ибо на скандалы - спрос.Я немножко знаю ситуацию в Петрозаводске и петрозаводских журналистов. И знаю ситуацию, когда все они дружно промолчали, наблюдая беспредел, творящийся в местной филармонии, а ранее в национальном оркестре (когда карельские мелодии стали играться, как русские народные, вопреки национальной музыкальной системе).
В Петрозаводске выходит одно издание, в котором возможно размещение серьёзного критического анализа, - газета "Лицей".
Ибо на скандалы - спрос.
А им это неинтересно, потому что и большей части так называемой читающей публики это "до лампочки".
Основываясь на знании редакционной политики (в этой части), я писал только о возможности появления на страницах "Лицея" серьёзного анализа. То, что он там появляется редко, на мой взгляд, связано в первую очередь с недостатком "перьев". Кстати, вот эта статья о июньских петрозаводских "Маленьких трагедиях" появилась лишь благодаря главному редактору "Лицея", ибо "Лицей" является представителем в Карелии Агентства культурной информации (к слову, Инна Фрадкова, автор статьи - родственница режиссёра Михаила Швейцера). А что до дружбы с властями, ещё свежо в памяти, как сильно "дружило" с "Лицеем" Министерство культуры Карелии, когда газета непосредственно подчинялась министерству.Вера писал(а):Эту газету я знаю. Но не рискнула бы говорить о том, что там появляется "серьезный критический анализ". Кстати, именно "Лицей" я и имела в виду в первую очередь, когда писала о ситуации в филармонии и с оркестром. У главного редактора этой газеты, как мне показалось, немножко иные ориентиры, чем филармония или "Маленькие трагедии" Денникова. Она все больше с властями в дружбе быть хочет да социальными проектами занимается, потому как под них можно гранты получать.
Panda писал(а): ... ещё свежо в памяти, как сильно "дружило" с "Лицеем" Министерство культуры Карелии, когда газета непосредственно подчинялась министерству.
А Интернет-издания не могут служить такой площадкой? Эта форма общения с общественностью вроде менее затратна и более мобильна.Вера писал(а):У нас, в Нижнем Новгороде, "перья" есть, площадки для высказывания нет...
Panda писал(а): А Интернет-издания не могут служить такой площадкой? Эта форма общения с общественностью вроде менее затратна и более мобильна.
Мдя... Тоскливо. Как в Карелии в полярную ночь. Какие существуют пути решения данной проблемы?Вера писал(а):Если сайт поддерживается, безусловно! Но у нас (почти ОДНОВРЕМЕННО с внедрением нового главного в то самое "единственное печатное СМИ") перестали поддерживать и сайт НИС-РЕВЮ, который рассказывал о нижегородской (и не только) культуре (http://www.nisrevue.ru/, если интересно). Словом, бедные мы бедные... Да что там НИС-РЕВЮ, даже сайт ГЦСИ не обновляется более, несмотря на то, что Центр современного искусства в городе существует на деньги Фонда Форда. И немалые.
Какая Вы хорошая, Вера!.. Я тоже хочу так надеяться на лучшее. Здорово ж, если интеллектуальная публика есть и она многочисленна. Только я вижу, какие книги берут/сдают в библиотеках (если пять человек в очереди, то двое со справочниками, двое с Марининой, один (я) - чтобы пени заплатить), и с удивлением узнаю о тиражах "Комсомольской правды" и "Московского комсомольца" (комсомол живуч, однако!). Так вот большей ли части публики нужна, стесняюсь сказать, театральная критика? А серьёзные издания (не узкоспециальные - журнал "Киномеханик"), конечно, нужны: некоторые читатели по ним скучают... P. S. К Вашему киносписку добавил бы ещё не кино - "Исповедь хулигана".Вера писал(а):А вот это вопрос спорный. Много лет назад, когда на экраны вышел фильм "Покаяние", советские (тогда еще) газеты дружно изумлялись, что картину посмотрело какое-то безумное количество зрителей: МЫ ОТКРЫЛИ НОВЫЙ ПЛАСТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПУБЛИКИ. Но на самом-то деле эта публика всегда была, просто не ходила в кинотеатры по причине того, что для нее там ничего интересного не показывали.
Panda писал(а): Только я вижу, какие книги берут/сдают в библиотеках (если пять человек в очереди, то двое со справочниками, двое с Марининой, один (я) - чтобы пени заплатить), и с удивлением узнаю о тиражах "Комсомольской правды" и "Московского комсомольца" (комсомол живуч, однако!). Так вот большей ли части публики нужна, стесняюсь сказать, театральная критика? А серьёзные издания (не узкоспециальные - журнал "Киномеханик"), конечно, нужны: некоторые читатели по ним скучают... P. S. К Вашему киносписку добавил бы ещё не кино - "Исповедь хулигана".
Да нет! Я верю, что коли публика интеллигентная, значит, и собственная библиотека у неё есть. Я ведь только о том, что людей, которым интересна серьёзная литература (серьёзная критика и тому подобные серьёзные вещи) меньше, чем людей, которые упиваются Марининой. Не издавались бы в противном случае сочинения последней запредельными тиражами, а романы, скажем, Умберто Эко - как раз наоборот. В связи с этим думаю: что же это должна быть за театральная критика, "как кем" она должна быть написана, чтобы мы ещё раз открыли "новый пласт интеллектуальной публики" - теперь с помощью неё, критики?Вера писал(а):Мне кажется, у интеллигентной публики дома собрана собственная неплохая библиотека. Я и сама не помню, когда сама или кто-то из моих друзей последний раз были в общественной... Если появляется интересная новинка, предпочитаю ее купить, а не тратить время в тщетных поисках там, где ее нет. Не забывайте, теперь библиотечные фонды ПОЧТИ НЕ ПОПОЛНЯЮТСЯ. Или пополняются той же Марининой.
Погодите умирать! Вам ещё в Грецию ехать. Кроме того, скажите, пожалуйста, в каких изданиях всё же появляются нынче профессиональные критические труды о театральных постановках и проч.?Ну а что до современного состояния театральной критики и серьезных изданий, по которым "некоторые читатели... скучают"... "Времена не выбирают, в них живут и умирают".
Panda писал(а):что же это должна быть за театральная критика, "как кем" она должна быть написана, чтобы мы ещё раз открыли "новый пласт интеллектуальной публики" - теперь с помощью неё, критики?
Panda писал(а): в каких изданиях всё же появляются нынче профессиональные критические труды о театральных постановках и проч.?
Татьяна Дегтярёва писал(а):Позвольте вклиниться в ваш разговор, господа. Мне не совсем ясно, что вы вкладываете в слово "профессиональная". Было бы полезно привести ссылку на статью, которая, на ваш взгляд, попадает под данное понятие. Про любой спектакль.
Татьяна Дегтярёва писал(а):Существуют ли вообще критерии, по которым можно судить о качестве спектакля? Что это такое вообще - хороший спектакль? Какими специфическими знаниями должен обладать критик, чтобы слыть профессионалом и знатаком? Если его статья серьезна и содержит разбор произведения искусства, опираясь на четкие критерии, установленные теоретиками театра, вряд ли она заинтересует широкий круг людей. Прежде всего из-за отсутствия специальных знаний. А во-вторых, потому что рядовой зритель воспринимает произведение искусства душой и сердцем, а это вряд ли можно "измерить алгеброй".
Татьяна Дегтярёва писал(а):Если же под понятие "критика" попадает пресса, освещающая то или иное событие в мире искуства, то задача у нее другая.
Татьяна Дегтярёва писал(а):В одном из прошлогодних номеров газеты ЦДА был очень интересный опрос критиков, для которых ходить на спектакли и писать о них является работой. Было впечатление после прочтения, что многие из них уже давно не любят театр, что став обязанностью, эта работа убила в них вдохновение.
Татьяна Дегтярёва писал(а):Для меня статьи, отражающие мнение "насмотренного" человека, которым, безусловно, является критик, во-первых, формируют спрос на тот или иной спектакль, потому что помогают мне сделать выбор, куда пойти и что видеть. А во-вторых, помогают в некоторых случаях сформулировать идеи, заложенные в произведение, потому что не каждый человек может это сделать. Так бывает, что после хорошей статьи стукнешь себя по лбу с криком: "Вот оно! Вот что мне мешет принять (или привлекает) в этом спектакле!"
Вот только какие художественные произведения возымеют успех у публики, если эта самая публика в большинстве своём будет воспитана на нынешних многотиражных газетах, журналах и т. п.? И, стало быть, о чём СМИ будут "вынуждены" писать? Может ли в принципе тираж романа, скажем, У. Эко быть равноценным тиражу произведения, скажем, А. Марининой?Вера писал(а):Так что сначала должны появиться (в большом количестве, чтобы стать мэйнстримом) достойные художественные произведения, снискавшие успех у публики (а публика, вопреки расхожей банальности, отнюдь не дура, и "вот из вот", равно как и "ху из ху" различает, и билеты раскупает, и аплодирует), а уж потом СМИ БУДУТ ВЫНУЖДЕНЫ отдавать свои площади под критику. Они же всегда нос по ветру держат. Другой вопрос, что процесс это долгий и мучительный, требующий мужества, терпения и... таланта.
Panda писал(а): Вот только какие художественные произведения возымеют успех у публики, если эта самая публика в большинстве своём будет воспитана на нынешних многотиражных газетах, журналах и т. п.? Может ли в принципе тираж романа, скажем, У. Эко быть равноценным тиражу произведения, скажем, А. Марининой?
Сейчас буду заступаться за Запад! В один из визитов в Германию я попал в одной деревушке на репетицию симфонического оркестра. Вижу - семь валторн сидит. Придав голосу иронический оттенок, спрашиваю у своего знакомого, сопровождавшего меня: "Где же восьмая?" А он всерьёз отвечает: "Сейчас придёт". И пришла ведь. Этот знакомый - вообще отдельная история. Немузыкант по образованию, он знает столько, что не многие профессионалы угонятся за ним. И музыкой его интересы не ограничиваются. Кроме того, вспоминаю старушку - бывшую медсестру рентгеновского кабинета, которая живо интересовалась проблемами исполнения какого-то сочинения композитора и скрипача Адольфа Буша...Вера писал(а):А за границей вся интеллигенция сосредоточена в центральных городах, на окраинах же - тишина...
Вернуться в Культура и искусство
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1