Татьяна Дегтярёва писал(а):Но ведь это не та, Сережа? Мы с вами живы без телевизора, и все девять муз вокруг нас вьются... Маленькие они просто, но живы, живы…
Но если в глобальном плане? В той же песне, откуда строки про муз, есть и похожий куплет (?) про то, кто всем правит. И вот это, наверное, даже точнее. Если музы могут быть прибыльными, то их реабилитируют. В частности, магазин «
Союз», слава богу, торгует классикой в довольно (или сравнительно) больших объёмах. Я и не предполагал, что у нас где-то можно купить оперу Джоаккино Россини «Елизавета, королева английская», тем более на DVD. Или «Милосердие Тита» (хотя оно с
Чечилией Бартоли и
Натали Дессэй, так что, наверное, такой пример не считается — это сейчас модно).
При этом всё ещё можно найти продающиеся клавиры. Например, в прошлом году у меня появился клавир «Евгения Онегина», «допущенный цензурою к печати 15 октября 1897 года», и отдавался он почти задаром. Но он в единственном экземпляре и предлагался. Большие магазины торгуют в первую очередь тем, чего можно закупить много и тут же продать. Милые исключения кое-как поддерживают существование муз.
Приведу в пример, кстати, диски Бартоли. Например, «
Opera proibita»: 1, 3, 5, 7 – 9 и 14 дорожки — прелестны как я не знаю что, но ещё их прелесть заключается в том, что они могут понравиться и не любителям классики (тем более Генделя, Скарлатти и Кальдары). Прослойки между ними уже не такие «популярные» — и это замечательно. Потому что их тоже слушать будут. А среди них есть такие, которые с третьего прослушивания станут любимыми.
Или диск популярного тенора
Хуана Диего Флореса: собрание арий из в основном известных опер Доницетти, Верди, Россини… Он, используя современную опять-таки терминологию, «раскрученный» певец. Но единственная дорожка из «Дочери полка» Доницетти — не самая популярная ария оттуда (если не знаете самую известную,
прослушать можно на YouTube — начало именно той арии с 05:03). Получается пример соглашения между музами и прибылью? По-моему, да. В данном случае, опять-таки, хорошо.