Спектакль снят, а "жизнь собачья" продолжается
Наталия КАМИНСКАЯ
В Центральном доме актера имени А.А.Яблочкиной состоялось первое в этом сезоне заседание пресс-клуба. Его темой стал конфликт, длящийся уже не первый год в государственном Театре кукол имени С.Образцова. Наша газета не раз его освещала, но нынешнее заседание явилось поводом к нему вернуться. Речь идет о молодом режиссере-актере-художнике Андрее Денникове, чье творчество не устраивает руководство театра, но пользуется большой популярностью у зрителей. Напомним, что в конце прошлого сезона был уволен тогдашний директор Театра Образцова Б.Киркин, поддерживавший Денникова, и многие посчитали, что именно это обстоятельство явилось причиной его увольнения. Ныне в театре - новый директор А.Лучин, и мытарства А.Денникова, по всей видимости, продолжаются. По крайней мере, собрание в Доме актера, на котором присутствовали зрители - поклонники его творчества и актеры Театра Образцова, работающие в его спектаклях, обрисовали ситуацию именно так. Вел встречу критик Борис Поюровский, который хорошо знаком с историей театра (он был завлитом у самого Сергея Образцова) и с его сегодняшним состоянием. Его позиция хорошо известна, в частности, она была озвучена на страницах нашей газеты в статье "Вечная история, или Повесть о взбесившемся гарнире": некогда прославленный театр находится в плачевном состоянии, а между тем в нем есть молодой талантливый человек, который мог бы освежить традицию, придать ей новый художественный смысл. Выступающие (а среди них и звездные поклонники творчества А.Денникова - балерина Екатерина Максимова, актеры Вера Васильева и Федор Чеханков), артисты Театра Образцова и кинокритик, режиссер-документалист Наталья Лукиных, снявшая фильм о Денникове, говорили о том, что талант всегда неудобен и посредственность стоит против него монолитом. Рассказали, что режиссеру в кулуарах по-прежнему угрожают, вынуждая его уйти из театра по собственному желанию. Между тем из двенадцати, поставленных им в этом театре спектаклей, семь по-прежнему остаются в репертуаре. Но в нынешнем сезоне приостановлена работа над возобновлением "Волшебной флейты", а спектакль "Жизнь собачья" и вовсе снят с репертуара. Это последнее обстоятельство вызывает особые недоумения. Известно, что Денникова долго упрекали за то, что он сам себе и режиссер, и актер, и художник, что он заменяет собой на сцене всех остальных. Однако именно "Жизнь собачья" поставлена Денниковым по обычным канонам, с участием большой группы артистов театра.
Собрания такого рода, как правило, грешат излишним пафосом, и в данном случае его тоже было предостаточно. Хотя совершенно очевидно, что нынешняя история, творящаяся в некогда прославленном театре, выглядит неприглядно и наверняка не принесет хороших плодов на творческой ниве. Особо ценно, что под занавес встречи в Доме актера с места встала не очередная молодая поклонница неудобного таланта, а седовласая актриса, старожил образцовского театра Евгения Рубановская. Представьте, мнение ее таково: "Мы много говорили о Денникове. Но давайте теперь - о театре. Если дела в нем и дальше пойдут таким же образом, надо будет сделать его музеем, потому что больше он ни на что не годится".
А вот еще один забавный эпизод. Этим летом Вера Васильева повстречала на Новом Арбате мужчину, который на поверку оказался новым министром культуры России Александром Авдеевым. Тут же, в совсем не кабинетной обстановке народная артистка и замолвила словечко за молодое дарование, "съедаемое" в стенах театра федерального подчинения. Министр обещал разобраться.
Когда верстался этот номер, в редакцию пришло сообщение: звездную группу поддержки Андрея Денникова в ближайшее время примут в Министерстве культуры РФ.
Оригинал