Ирина, благодарю за содержательный ответ, но мы с вами говорим о чуть-чуть разных вещах. Возможно, я неточно выразилась, как это было с "кашей в голове" (поверьте, имелось в виду кипение идей и постоянная работа над материалом, над формой подачи его и ничто иное).
О технологиях съемок. Никоим образом я не предлагала подкладывать нужную реакцию под видеоряд. Боже упаси. Меня саму воротит, когда я вижу концерт какого-нибудь артиста (не буду сейчас никого называть - это не предмет разговора) с подложенной реакцией. Как ни странно, это бывает даже в прямом эфире. Так вот, о съемке:
октава писал(а):Реакцию зала можно записать, сняв общим планом спектакль на зрителе и этот звук подкладывать в нужных местах уже под смонтированный материал.
"В нужных местах" означает слияние фонограмм, сделанных во время съемок без зрителя и на зрителе так, чтобы реакция зрителя на поведение героя в какой-либо момент легла на такой же момент эпизода, снятого без зрителя. Также не надо забывать, что во время спектакля на зрителе тоже ведется съемка и все планы, полученные разными способами, в итоговом фильме просто объединяются на монтажном столе. И кооперация телевизионщиков с режиссером-постановщиком важна именно для того, чтобы именно ОН помог им расставить акценты в планах так, как это нужно ЕМУ, а не так, как это может быть проще телережиссеру. Кто как не постановщик знает лучше свое детище.
По поводу улучшения. Ирина, кто сказал об улучшении спектакля со стороны телевизионщиков. Я говорила лишь о том, что во время съемки театрального спектакля "вживую" съемочная группа идет чаще всего своими, только ей понятными тропами. Давайте предположим, что снимается "Миссис Сэвидж". Телевизионный режиссер приехал в театр кукол. По половику бродят куклы, равномерно его вытаптывая. Как вы думаете, что он будет снимать в этот момент крупным планом, приехав в театр кукол. КУКОЛ, разумеется. Но, пока "куклы развлекаются", некоторые действия совершаются и людьми. На происходящее реагирует миссис Сэвидж, приходит медсестра... Увлекшийся происходящим с куклами, телережиссер пропустит эти нюансы и на экране, в итоге, мы увидим крупным планом бродящих кукол с неподвижными лицами, в лучшем случае рты актеров, говорящих за них текст и голос медсестры, звучащий за кадром. Зритель, сидящий перед экраном и не знавший, что вошла медсестра, будет гадать, какая кукла этот текст сказала. А в худшем случае он его вообще не услышит в общем гомоне. Зритель в театре видит, что входит медсестра и уже готовится, что сейчас будет ругаться, но на экране-то этого не видно. Конечно, план, рано или поздно, сменится и все разъяснится, но...
К сожалению, это проблема многих спектаклей, снятых только "вживую", потому, что времени и денег на съемки отдельно, по эпизодам, по планам, нет.
Обидно, когда у театра нет возможности, а иногда и желания сохранить то драгоценное, что у него есть, в достойном виде. Мы все уходим, о том, что мы сделали, чаще всего есть только упоминания заинтересованных людей. Но как часто заинтересованность этих людей искажает, коверкает представление о предмете разговора у тех, кто не сподобился увидеть его, насладиться им, ощутить...
Писать музыку не так уж трудно, труднее всего - зачеркивать лишние ноты.
И. Брамс