О культурном наследии

Здесь вы можете общаться на свободные темы о театре, музыке и другие.

Модератор: Культура и искусство

О культурном наследии

Сообщение Вера » Пн ноя 17, 2008 10:58 pm

Друзья-товарищи, хочу поделиться с вами своим возмущением. В конце сентября имела «неосторожность» ( :lol: ) опубликовать в газете «Культура» вот эту статью:

    НИ КНУТА, НИ ПРЯНИКА

    Желающих вложить деньги в старинные усадьбы по-прежнему немного

    После отмены моратория на приватизацию памятников архитектуры и истории инвестиции в историческую недвижимость Нижнего Новгорода, казалось бы, должны многократно увеличиться. Особенно учитывая "революционность" регионального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области", о которой при всяком удобном случае говорят нижегородские чиновники. Однако желающих вложить деньги в старинные усадьбы и особняки по-прежнему немного. Главное же - результаты подобных вложений все чаще заставляют специалистов хвататься за голову.

    Между тем областной закон "Об объектах культурного наследия" и в самом деле неплох. Вслед за федеральным законодательством он опирается на опыт тех стран, где охранительная деятельность имеет богатую историю. Нижегородские законодатели декларируют и арендные льготы, и даже частичную компенсацию средств, затраченных инвесторами на реставрацию архитектурных памятников. Однако разрабатывать механизм реализации этих норм не торопятся, а значит, и воспользоваться ими ни один инвестор сегодня не может.

    Зато нижегородские власти дают добро на покупку исторического здания в любом состоянии. Ну или почти в любом, поскольку то, что срочного ремонта не требует, эксплуатируется самой властью: площади сдаются в аренду, пополняя муниципальную казну. А вот чем хуже "чувствует" себя историческая недвижимость, тем больше у потенциального собственника шансов ее купить.

    Специальная комиссия выявляет исторические дома, нуждающиеся в капитальном ремонте, и выставляет их на аукцион. С победителем аукциона городская администрация подписывает одновременно два документа: договор аренды и инвестиционный контракт, срок которого в каждом случае определяется индивидуально, в зависимости от необходимого объема инвестиций. Механизм инвестконтракта следующий. После истечения контрактного срока происходит разделение долей, и инвестор, вложивший деньги в реставрацию или реконструкцию, получает в собственность определенную долю исторического объекта. Она может достигать 80 процентов площадей. При желании инвестор может выкупить у города и его (оставшуюся) долю. Таким образом, в ходе реализации инвестиционного контракта объект переходит в собственность инвестора полностью.

    Однако инвестконтракты в большинстве случаев подразумевают не реставрацию, а именно реконструкцию дома. Арендаторы-инвесторы, сохраняя внешний облик здания, полностью меняют его "начинку": устанавливают новые межэтажные перекрытия, коммуникации, лифты, современные системы пожаротушения и вентиляции. То есть приспосабливают под свои насущные нужды, а они редко отвечают требованиям федерального законодательства, рекомендующего использовать исторические памятники для развития науки, образования, культуры, туризма, для эстетического воспитания граждан. Приоритеты инвесторов иные.

    Здания в центре Нижнего, по всем экспертным оценкам, считаются статусной недвижимостью. Как правило, их и приобретают крупные компании или акционерные общества. Для них иметь главный офис в шикарном особняке - это вопрос престижа. А вот фирмы-девелоперы озабочены соображениями коммерческого порядка. Они скупают архитектурные памятники под гостиницы и торговые центры, чтобы, сохранив старое здание, пристроить к нему дополнительные площади. Другой бурно развивающийся в Нижнем Новгороде сегмент исторической недвижимости - дома, которые можно использовать под ресторанный бизнес. Но, кстати, рестораторы-то как раз относятся к старинным интерьерам бережно, а подчас и трепетно, понимая, что они придают их заведениям особый шарм.

    В этом смысле показателен пример итальянского ресторана "El Porto", который расположился в подвале бывшего Блиновского пассажа (архитектор А.Бруни). До появления собственника в подвальном помещении постоянно стояла вода, и в недалеком будущем катастрофа грозила всему зданию. Владелец ресторана начал с того, что изучил и восстановил систему водоотведения, некогда заложенную знаменитым зодчим. Бруни сконструировал деревянные лотки, и вода из родников, бьющих из косогора, стекала по ним, не причиняя дому вреда. В советское время эти каналы были забиты, и, не находя выхода, вода скапливалась в подвале. Когда лотки прочистили, вода из подвала ушла. Теперь здесь тепло и сухо, а ресторан "El Porto" считается одним из элитных заведений города. Чему в немалой степени способствуют его арочные своды, которые являются предметом культурного наследия и подлежат сохранению.

    Пожалуй, владельцы кафе и ресторанов еще и единственные из инвесторов, кто, безусловно, выполняет другое требование федерального законодательства - обеспечение общественного доступа к памятникам архитектуры. Этот самый доступ получает всякий, кто заходит в кафе выпить чашечку кофе. А вот попасть в операционный зал коммерческого банка или в головной офис частной фирмы человеку с улицы практически невозможно, даже если старинные стены этих помещений украшают бесценные росписи.

    В Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области объясняют, что доступность - понятие многозначное и его нельзя трактовать в примитивном смысле: "прогулка по территории чужого владения". По мнению специалистов управления, речь следует вести, скорее, об информационной доступности. То есть о буклетах, фотографиях и историко-справочных материалах. Однако в Европе только полезной информацией о культурном наследии почему-то не ограничиваются. В Англии или Франции туристы имеют возможность не просто издалека полюбоваться красотой старинных замков, но и осмотреть их изнутри. Видимо, там местные власти считают необходимым регулировать взаимоотношения с собственниками, стимулируя их заинтересованность в открытом доступе материальной компенсацией за доставленные неудобства.

    К сожалению, нижегородское правительство уверено, что необходимость в прянике для инвесторов исторических объектов сегодня остро не стоит. Мол, себя еще не исчерпал метод кнута. И можно было бы с последним согласиться, если бы не одно "но". Кнут бьет одних (по принципу "чтобы чужие боялись"), но попустительствует другим.

    Взять хотя бы громкий скандал с Выксунским металлургическим заводом, который, будучи собственником усадьбы братьев Баташевых, к своему 250-летию взялся провести ее реставрацию. Пока широкая общественность все громче ропщет, возмущенная тем, что в результате якобы "научной" реставрации оказалось уничтожено здание заводской конторы, описанное во всех хрестоматийных справочниках от П.Палласа до В.Фадеева; пока эксперты и специалисты разводят руками, не понимая, кто и почему вместо подлинного исторического памятника раннего русского классицизма возвел безобразный муляж, стилизованный под сталинский ампир, нижегородское правительство осыпает авторов культурного беспредела щедрыми милостями. Выксунский металлургический завод за создание архитектурного комплекса "Дом Баташевых" стал лауреатом конкурса "Инвестор года", а руководство Росохранкультуры и вовсе оценило этот проект как образцово-показательный (!) в сфере реставрации памятников архитектуры. Парадокс: ценнейший исторический объект, с которого, собственно, и начался город Выкса, перестал существовать, а власть кнутом не щелкает. Власть считает размер инвестиций. Что же, еще десяток таких "показательных" инициатив - и в Нижегородской области исторической недвижимости не останется вовсе.

    Встречаются, конечно, и положительные примеры частных инвестиций в историко-культурное наследие. Но, к сожалению, все они, с точки зрения строгой реставрационной науки, небезупречны. Даже задумав включить приобретенные памятники усадебной и городской культуры в туристические маршруты, каждый собственник руководствуется в своих владениях индивидуальными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Неслучайно в неофициальных беседах специалисты областного Управления госохраны признаются, что решить цели и задачи сохранности исторической недвижимости на все сто процентов может только ее музеефикация. Это уже давно поняли в Европе, где общество продолжает создавать самые разные музеи: государственные, городские, частные, принадлежащие благотворительным фондам...

    Впрочем, в Европе и с пряниками для инвесторов все в полном порядке. В Интернете сейчас бурно обсуждается инициатива итальянца Витторио Сгарби. Мэр города Салеми распродает изысканные дома старого городского квартала по цене...1 евро за дом. В это сложно поверить, глядя на отечественный рынок недвижимости. Однако Сгарби уверен: недостатка в желающих приобрести историческое здание по символической цене, с тем чтобы в течение двух лет отремонтировать его без изменения стиля, не будет».

    Разумеется, тут же имела несколько телефонных звонков из города Выксы, точнее, от представителей ВМЗ, ответственных за реставрацию. А потом оказалось, что в отделении Нижегородского представительства Интерфакса дать итоговую пресс-конференцию по результатам проекта «Уходящая натура» мы уже не можем (хотя договоренность была). Впрочем, как и провести выставку в бывших Конюшнях Рукавишникова... Видимо, не все согласны с мнением Президента РФ:

    (Цитата с официального сайта Дмитрия Медеведева)

    «Ни для кого не секрет, что эпоха глобализации делает самобытное культурное достояние особенно уязвимым. На наших глазах уникальные памятники старины уничтожаются или подменяются новоделами, застраиваются природные зоны, гибнут красивейшие ландшафтные заповедники. И именно от грамотной градостроительной политики во многом зависит сохранение бесценного исторического наследия».

    Сказано 17 октября 2008 года.


Словом, у нас сейчас веселые времена.

К чему это я? Вообще-то, к вопросу о звездах (из «Свободного общения»). Звезды звездами, а судьба – это все-таки характер. :mpr Ну, и душу излила… :oops:
Последний раз редактировалось Вера Вс дек 28, 2008 12:21 am, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение ФММ » Пн ноя 17, 2008 11:04 pm

Вера, очень желаю, чтобы всё у Вас получилось, а по-другому и быть не должно, ведь это правое дело.
...заинтригован Станиславский...
Аватара пользователя
ФММ
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: Ср апр 16, 2008 12:15 am

Сообщение Вера » Пн ноя 17, 2008 11:09 pm

ФММ писал(а):Вера, очень желаю, чтобы всё у Вас получилось, а по-другому и быть не должно, ведь это правое дело.


У нас, собственно, уже получается. Просто времени много зря потрачено, и еще придется его потратить. Но, как говаривал известный герой, это пустяки - дело житейское!.. :lol: За поддержку - спасибо!
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Helga » Пн ноя 17, 2008 11:17 pm

В России принято только разглагольствовать с высокой трибуны как нужно, чтобы было..., а когда доходит до реального дела-всё происходит с точностью до наоборот!
А Пушкин подал идею "Ревизора" Гоголю, побывав в Нижнем :wink: .
Да, у нас очень богатые традиции!
Вера, держитесь!!!
Аватара пользователя
Helga
 
Сообщения: 523
Зарегистрирован: Вс май 25, 2008 3:05 pm

Сообщение Вера » Пн ноя 17, 2008 11:24 pm

Helga писал(а): А Пушкин подал идею "Ревизора" Гоголю, побывав в Нижнем :wink: .
Да, у нас очень богатые традиции!


Не надо о грустном! :lol:
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Елизавета » Вт ноя 18, 2008 9:23 am

Вера, Вы просто молодец! Примите и мои пожелания успеха!
Аватара пользователя
Елизавета
 
Сообщения: 856
Зарегистрирован: Вт окт 23, 2007 9:07 am
Откуда: Москва

Сообщение Вера » Вт ноя 18, 2008 12:34 pm

Спасибо!
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Вера » Ср дек 10, 2008 8:49 pm

Организаторы проекта "Уходящая натура", открыли вернисаж в недавно построенном многоэтажном доме!

Предлагаю вниманию форумчан концепцию выставки «Уходящая натура: виртуальный колумбарий»:

Современная эпоха мегаполисов, сменившая постиндустриальную, вполне недвусмысленно вытесняет памятники архитектуры, истории и культуры предыдущих времен. Так, русская усадьба – символ эпохи Просвещения – сегодня балансирует на грани исчезновения, ей угрожают гибель или искажение. Редкая усадьба не прошла символическую «кремацию» (пожар или поджог) и не превратилась в «урну с прахом», которую государство поместило для хранения в своеобразный колумбарий – реестр загородных усадебных комплексов.

Экспозиция итоговой выставки проекта «Уходящая натура» представляет собой виртуальный колумбарий – стену с «урнами праха» – черно-белыми фотографиями усадеб Нижегородской области. Сам же «колумбарий» расположен в одной из современных многоэтажных новостроек. Вид из окон «колумбария» отсылает зрителя выставки к реальной действительности – к символам эпохи мегаполисов: торговым центрам, транспортным коллапсам и плотным современным застройкам. Философия черного и белого (фотографии) призвана отразить те факторы, которые привели к вытеснению русской усадьбы – заброшенность, отсутствие должного внимания со стороны властей и инвесторов, псевдореставрация (замена подлинных объектов старины новоделами).

Экспонаты выставки – фотоработы Дмитрия Соколова, одного из участников экспедиций, организованных Нижегородским региональным общественный фондом деятелей культуры «Дать Понять» с мая по август 2008 года в Гагинский район (усадьбы Пашковых и Жомини), Воскресенский район (усадьба Левашовых), Дальнеконстантиновский район (усадьба Орловых-Давыдовых), Павловский район (усадьба Гомулиных), Выксунский район (усадьба Баташевых и охотничий домик Баташевых).

В 2008 году проект «Уходящая натура» стал лауреатом конкурса «Культурные инициативы и журналистика», который организовывает и проводит с 2005 года Автономная некоммерческая организация «Единство журналистики и культуры» при поддержке Фонда Форда.

Открытие выставки состоится 11 декабря 2008 года в галерее фонда «Дать Понять». Начало в 16.00. Посещение – по предварительной записи. Контактный телефон: 8 903 608 42 94.

Если кто-то из форумчан хочет :lol: , звоните :lol: Для прочих будет Интернет-версия.

Когда таковая будет готова, выложу здесь ссылку.
Последний раз редактировалось Вера Сб дек 27, 2008 9:13 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение ФММ » Ср дек 10, 2008 9:00 pm

Столько эмоций сразу. Попробуем "по полочкам", хотя меня за это и критикуют многие. :D
1) Вера, какие же вы всё-таки молодцы, что тащите на себе этот нелёгкий, но такой нужный труд! :clap
2) Что же это такое пообещали хозяевам выставочных площадок, что они так единодушны?
3) Как в советские времена: подпольная выставка. Того и гляди - бульдозеры пришлют. Хотя нет, сносить высотный дом никто не станет. :P Ну, не знаю, милиция тогда с пластиковыми щитами? :roll:
4) Какая великолепная идея выставки в многоэтажном доме с видом на современный торговый центр! Даже интереснее, чем в выставочном залее!
5) Всё-таки в интернет-версии это будет не так зрелищно... :roll:
6) Хельга - счастливица. :wink: Она сможет это увидеть.
...заинтригован Станиславский...
Аватара пользователя
ФММ
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: Ср апр 16, 2008 12:15 am

Сообщение Helga » Ср дек 10, 2008 9:05 pm

В Нижнем всё хорошее продвигается очень медленно и трудно :? .
Если не каким-то чудом, то...
Аватара пользователя
Helga
 
Сообщения: 523
Зарегистрирован: Вс май 25, 2008 3:05 pm

Сообщение Вера » Ср дек 10, 2008 9:18 pm

ФММ писал(а): Что же это такое пообещали хозяевам выставочных площадок, что они так единодушны?


Им ничего не обещали: их просто запугали.

ФММ писал(а): Как в советские времена: подпольная выставка. Того и гляди - бульдозеры пришлют. Хотя нет, сносить высотный дом никто не станет. :P Ну, не знаю, милиция тогда с пластиковыми щитами? :roll:


На эту тему мы уже отшутились.

ФММ писал(а):Всё-таки в интернет-версии это будет не так зрелищно... :roll:


Зато - массово!

P.S. Извините, дорогие друзья, (по объективным обстоятельствам) была вынуждена внести некоторую правку в старые посты. Надеюсь на понимание.
Последний раз редактировалось Вера Вс дек 28, 2008 12:23 am, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Света » Чт дек 11, 2008 9:39 am

Helga писал(а):В Нижнем всё хорошее продвигается очень медленно и трудно :? .
Если не каким-то чудом, то...

Ну что тут скажешь? Нижний, увы, не уникален...
Хорошо, что есть такие люди, как Вера, которых это не останавливает.
Терпенья и сил вам, друзья!
Света
 
Сообщения: 607
Зарегистрирован: Вт май 13, 2008 1:20 am
Откуда: Москва

Сообщение Елизавета » Чт дек 11, 2008 9:50 am

Вера, вы молодцы! Представляю, сколько сил Вам это стоит. Держитесь! Идея с кулумбарием просто великолепна в своем символизме и горечи. Очень огорчает тот факт, что борьба за сохранение национального достояния ведется силами энтузиастов, к тому же против тех, кто поставлен все это сохранять и беречь.
Аватара пользователя
Елизавета
 
Сообщения: 856
Зарегистрирован: Вт окт 23, 2007 9:07 am
Откуда: Москва

Сообщение Вера » Чт янв 15, 2009 10:54 am

Ну, вот, наконец-то, заработал сайт фонда "Дать Понять". Все желающие могут совершить Интернет-экскурсию "Уходящая натура:виртуальный колумбарий". Конечно, это совсем не то, что большие фотографии на белой стене, но всё-таки даёт некоторое представление о том, что хотелось сказать.

Фото с выставки здесь http://www.gttp.ru/travels.htm

P.S. Кстати, вот отклик на выставку, опубликованный в газете "Нижегородские новости":


Колумбарий на бумаге
12 января 2009 г.


Пока строительство колумбария в Сормовском районе лишь планируется, в том же Сормове на днях завершила свою работу выставка "Уходящая натура: виртуальный колумбарий".
В экспозиции были представлены черно-белые снимки Дмитрия Соколова, сделанные в семи усадебных комплексах Нижегородской области. Снимки - красивые, но в них "что-то не так", они не просто художественные, но с привкусом аналитики. Сам Соколов называет это "мистической документалистикой".
Поездки в усадьбы были организованы фондом деятелей культуры "Дать понять" в рамках проекта "Уходящая натура", в минувшем году ставшим лауреатом конкурса "Культурные инициативы и журналистика".
Русская усадьба - символ эпохи Просвещения - сегодня балансирует на грани исчезновения. Редкая усадьба не прошла символическую "кремацию" (пожар или поджог) и не превратилась в "урну с прахом", которую государство поместило для хранения в своеобразный колумбарий - реестр загородных усадебных комплексов.
Экспозиция итоговой выставки проекта "Уходящая натура" представляет собой стену с "урнами праха" - черно-белыми фотографиями усадеб Нижегородской области. Сам же "колумбарий" расположен в одной из современных многоэтажных новостроек, и вид из окон отсылает зрителя выставки к реальной действительности: торговым центрам, транспортному коллапсу и современным застройкам.
- Обычно жизнь усадьбы отражается в выставках двух типов: в формате национального гламура (заснеженные пейзажики, крестьяне и телега с лошадью) или же репродукции архивных снимков Дмитриева и Карелина, - комментирует куратор выставки, глава фонда "Дать понять" Галина Филимонова. - Мы хотели показать именно то, что есть сегодня, не приукрашивая, не "забалтывая" и не "очерняя" реальность.
Увиденное не случайно объединила метафора "колумбария". Ситуация трагична, и мы пытаемся заставить людей смотреть на нее реально. Массы уверены, что в Нижегородской области есть немало прекрасных усадеб и есть подвижники, которые восстанавливают их. Но в целом это иллюзия. То, что мы увидели в ходе поездок, а мы посетили семь объектов из 105, числящихся в реестре загородных усадебных комплексов, подтвердило наши выводы. Каждая усадьба горела. Простой люд не жаловал барские дома до революции, не питал к ним особой любви и после. В советское время усадьбы Нижегородчины использовались под общественные нужды, а когда они были освобождены, вновь прокатилась серия поджогов: нередко таким образом заметались следы грабежей.
Еще одна беда усадеб - псевдореставрация, когда памятник сносят и ставят на его место новодел. Такая имитация объекта не имеет никакого отношения ни к культуре, ни к "сохранению", а является обыкновенным обманом и возможностью заработать.
Мы показали не только красоту, но и проблему. И тем самым старались разрушить иллюзорное представление о том, что "все хорошо".
Мария ФЕДОТОВА.

Оригинал здесь http://www.nnews.nnov.ru/news/2009/01/12/culture/na-bumage/
Господь не выдаст, кризис не съест
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Вера » Чт янв 22, 2009 9:31 pm

А вот теперь (и снова, наконец-то!) желающие смогут узнать о проекте "Уходящая натура" подробнее и даже увидеть некоторые фотографии замечательных мест Нижегородского региона (Павлово, Галибиха, Ветошкино, Выкса, в том числе с остатками конструкции гениального Шухова, и др.) и даже... меня :lol: (на некоторых снимках, не скажу, на каких). :wink:

Я так давно не была на форуме и теперь еще не скоро появлюсь (но завтра - по всем известному поводу :lol: - загляну сюда обязательно). Очень много дел, которые нужно успеть сделать до отъезда (а это уже 31 января). Увидимся в феврале, ура! :D

P.S. Совсем меня этот компьютер... :mpr Увидеть всё вышеописанное можно здесь http://www.gttp.ru/subs/acc_2.htm
Господь не выдаст, кризис не съест
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm


Вернуться в Культура и искусство

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1