Татьяна Шульгина, Вс Окт 22, 2006 1:40 am
Итак, вот наконец и они, первые "Маленькие трагедии" в этом сезоне. Спектакль, лично для меня ставший самым любимым. Я не могу наверняка сказать почему, быть может здесь замешано еще и время, и некоторая ностальгия... Это уже не тот спектакль, что был 19 апреля 2002 года, когда я впервые его увидела, но каждый раз, с каждым просмотром, для меня все равно сохраняется отголосок ощущения новизны, первоначальности, неизвестности, загадки, тайны, как будто я прихожу в этот театр впервые, как будто еще не знаю, что меня ждет, будто не знаю, кто такие Андрей Денников и Максим Мишаев; отголосок того чувства, скорее даже ощущения, которое пришло, когда впервые читала тогда еще серо-зеленую, невзрачную картонную программку, читала имена актеров с одним неизвестно откуда взявшимся, но твердым убеждением: эти имена надо запомнить, и в антракте все повторяла их.
Быть может, сегодняшний спектакль для кого-то тоже стал окном в мир такого необычного, ни с чем не сравнимого театра. Сегодня в зале были люди, сердца которых зажглись ошарашенным (другого, более подходящего слова, пожалуй и не подобрать) восторгом от увиденного и прочувствованного, люди, которые, я уверена, придут еще и еще, и мне кажется, многие из них останутся с театром, не отвернутся от него, не забудут, ибо тот накал эмоций, выраженный в хоровом "Браво!" не может исчезнуть бесследно.
Мне кажется, сегодня спектакль как бы сделал глубокий вдох, набрав новых оттенков, деталей, и даже звуков. Некоторые эпизоды были сыграны иначе, причем где-то изменились отдельные штрихи, а где-то поменялись кукольные мизансцены. Это касается и вокальных сцен. (Например, Моцарт не напевал арию Папагено).
И с каждым разом, благодаря иной раз маленьким, почти незаметным, штришкам и черточкам спектакль становится все более гармоничным.
Низкий вам поклон, уважаемые артисты, и спасибо за сегодняшнюю проникновенную игру, за ту самоотдачу, которая не могла не найти ответа в сердцах зрителей, и с каждым следующим эпизодом отклик зала ощущался все сильнее и сильнее.
Laddy, Вс Окт 22, 2006 1:59 am
Всем-всем обитателям форума – здравствуйте!!! Я только что у вас зарегилась и впервые пишу здесь! Скажу более, сегодня я впервые побывала на спектакле «Маленькие трагедии» и испытала просто неописуемый восторг от увиденного, услышанного и прочувствованного мной за эти незаметно пролетевшие часы.
И очень хочу поделиться с вами эмоциями, которые никак не улягутся, и вновь пробудившейся любовью к искусству. И к театру особенно!
Честно говоря, я впервые побывала в театре кукол. И коль честно, я ожидала… неважно чего. Главное – результат превзошёл все ожидания, во всех отношениях!!! Я вообще-то гуманитарий по природе своей, и гуманитарный класс в школе закончила… так вот, я думала что за 10 лет постоянного анализирования я выжала из Пушкина уже всё, что можно и поняла все его нехитрые замыслы… но сегодня я переосмыслила несколько моментов. А ведь нам никогда этого не говорили…
Например про то, что скупой рыцарь – больной психически человек, неадекватный действительности. А оказывается, это так очевидно… человек, который сам загнал себя до состояния помешательства, смешанной с манией величия, старческим маразмом, идеей фикс. Шизофрения и муки совести... полный раскосец с нормальными человеческими ценностями, несоответствие с миром и губительный фанатизм. Никогда мне не было жалко этотого персонажа, только сейчас, на спектакле! И ещё: я была неимоверно поражена, насколько кукла оживает в руках артиста!! Кукла скупого рыцаря… это просто шедевр!! Меня потрясло, насколько чутко, тонко и блистательно Андрей Денников передал этот гипертрофированный, и… трагический образ.
Меня что вдохновило – это простота режиссёрских ходов, решений, находок… они не кажутся вычурными, неестественными. Например когда статУя поглощает Дон-Жуана… это правильно, так и должно быть! А Лепорелло сразил наповал. Такого классного Лепорелло я не видела ни в одной постановке! Куклы действительно ожили, и ИХ игра, ИХ жизнь показались мне даже более порой убедительными и живыми, чем игра актёров в обычном театре. Я восприняла давно прочитанную и забытую классику в ином ключе, и знаете, возникло желание ещё раз всё перечитать и переосмыслить… открыть для себя скрытый пушкинский юмор, его особые интонации… а перед глазами появляются немного грустные, трогательные лица кукол, такие разные, с меняющимся выражением…
Я была потрясена последней сценой. И ведь тоже совсем иначе я представляла себе «Моцарта и Сальери»! Я всегда воспринимала замысел как трагедию Сальери, который идёт на поводу у своей слабости, зависти и «злодейства», а ведь в сущности, Моцарт – это пожалуй самый светлый, чистый, незапятнанный образ в «трагедиях», если не среди всего Пушкина. Он не просто гениальный беспечный счастливчик, но и душевный, добрый, и очень щедрый человек, способный любить весь мир и дарить ему себя. И концовка меня потрясла опять же простотой: Сальери здесь неважен. Он сделал своё тёмное дело и давно исчез. И куклу его унесли… и сам Моцарт умер… но эта маленькая куколка – похожая на ребёнка – это и есть чистая, незапятнанная ничем Душа Творца, приносящая гармонию в этот мир, навсегда остающаяся в сердцах. И когда убрали все декорации, оставив только его, маленького Моцарта… я поняла, что ЭТО важно, ЭТО вечно, и ЭТО будет жить и существовать всегда… реквием и поющая душа. И листы нот, которые падают ниоткуда… слёзы в этот момент навернулись, правда. Как говорится, всё преходяще, а музыка вечна! А ещё пожалуй вечно театральное искусство… спектакли рождаются, и привносят в души людей частичку доброты, понимания, светлой и тёплой энергии. Спасибо! Моё огромное зрительское спасибо!!! Преклоняюсь перед вашим талантом, мастерством, пылкостью, остроумием… да много чем, всего не перечислишь! Восхищаюсь вами!
И ещё огромный респект куклам!.. и огромный + в том, что зрители наблюдали и кукол, и актёров! Видели лица людей и кукол, ощущали их энергетику, воспринимали её… ширма мешала бы этому восприятию и приятию… лично я наслаждалась синтезом – актёров и кукол, их взаимной дружбой, любовью… их взаимностью!
Каждая кукла запомнилась по-своему, каждый образ врезался в память, каждый в своём по своему трагичном (ибо трагедии), а порой смешном и забавном амплуа…
Многим ещё хочется поделиться, и Таня верно подметила мою ошарашенность сегодняшним действом, и восторг, и желание ещё и ещё посещать ваши спектакли и наслаждаться ими!
Благодарю уважаемых Андрея Денникова и Максима Мишаева! Желаю вашему гению счастливого развития, аншлаги на все спектакли и неиссякаемых творческих идей и энергии!
И ещё, спасибо тебе, Таня Шульгина, что открыла мне окно в этот невероятный, волшебно-ошарашивающий мир!..
Сергей, Вс Окт 22, 2006 11:50 am
Здравствуйте, Laddy!
Как приятно видеть свежие впечатления от первого посещения! От одного только чтения получаешь удовольствие, и сцены из спектакля сами собой встают перед глазами.
Для меня "Маленькие трагедии" были, кажется, третьим спектаклем - после "Кармен" и "Исповеди". Я смотрел, и с самого начала у меня просто дух захватывало от того, сколько ощущений передаётся со сцены. Меня поразили сюжетные ходы и связь между ними - с помощью материальных предметов. Напомню тем, кто читал это на старом форуме: мешок с деньгами, полученный Моцартом в начале спектакля, как я углядел, попадает к Скупому рыцарю в сундук; а тем самым вином, которое пьёт Лепорелло, оттравляется впоследствии Моцарт... Спектакль произвёл на меня тогда неизгладимое впечатление и, пожалуй, стал любимым и для меня тоже.
Вера, Вт Окт 24, 2006 8:37 pm
Добрый вечер всем участникам форума!
Очень рада, что сайт возобновил свою работу, и форум в том числе. Пока не выставляю аватар, поскольку не уверена, что смогу стать активной участницей вашего общения.
21 октября мне наконец-то удалось посмотреть "Маленькие трагедии", и спектакль произвел на меня колоссальное впечатление. Не буду писать много, потому как есть ощущение, что попытка словами передать это произведение театрального искусства, во-первых, по большому счету обречена на провал, ибо единственно исчерпывающим будет призыв "Идите и смотрите!", а во-вторых, когда выхватываешь какие-то детали, рассыпается целое. Спектакль достоин книги, да и то не уверена, что в ней удасться проанализировать ВСЕ его составляющие.
Мне же хочется поделиться одним, самым главным своим переживанием. Финальная кульминация вызывает недвусмысленное ощущения присутствия в Храме. Когда с Неба падают листы партитур, звучит божественная музыка, и кукла-душа Моцарта ласково проводит рукой по волосам своего кукловода... ты понимаешь, каждой клеточкой, всем своим существом, что этот кукловод - все мы, страждущее человечество, а музыка и эта маленькая ручка - нежность и любовь Создателя к нам, Его грешным и несчастным детям... Его Утешение... Эти мгновения не просто дорогого стоят, они БЕСЦЕННЫ. Лично я ничего похожего за свою жизнь в театре до сих пор еще ни разу не переживала.
Храни Господь Автора! И даруй ему столько же светлой радости, сколько дарит он своим творчеством зрителям!
Татьяна Шульгина, Ср Окт 25, 2006 10:16 pm
Сергей писал(а):мешок с деньгами, полученный Моцартом в начале спектакля, как я углядел, попадает к Скупому рыцарю в сундук; а тем самым вином, которое пьёт Лепорелло, оттравляется впоследствии Моцарт...
На мой взгляд, в спектакле присутствуют три предмета-символа: кошелек, вино и крест, как три элемента, могущие принимать светлое и темное обличье. Кошелек, хранящий деньги, отнятые быть может, у самых бедных (в "Скупом Рыцаре") достается в конечном счете бедному же Слепому Скрипачу. Вино для Лепорелло - не благо, но все-таки лишь безобидное пристрастие, для Моцарта же оно становится роковым. И крест, как предвестник неизбежного ответа за содеянное в первых двух частях, присутствует и в последней сцене, как охраняющий, освещающий и благославляющий маленького Моцарта.
Татьяна Дегтярёва, Ср Окт 25, 2006 11:54 pm
Да, первое чувство от спектакля самое сильное, оно не забывается. И часто так происходит, что тот спектакль, который ты увидела первым, он становится потом и самым любимым как раз из-за этого, ни с чем не стравнимого, переживания. Но что самое поразительное, на каждом спектакле ты вновь и вновь испытываешь подобные чувства. Нет, то первое уже не повторится, но если ты хоть раз испытал этот восторг, последующие переживания будут дополнять то первое, углублять и развивать его, но равнодушным ты не останешься.
Так приятно читать отзывы людей, впервые попавших на спектакли Денникова. Так радостно за них.
Татьяна Дегтярёва, Чт Окт 26, 2006 8:51 am
Удивительно, но ведь в жизни ни Моцарт, ни Есенин не соответствовали тому образу, что воплотил Андрей на сцене. Читая воспоминания современников, человеческие проявления характеров данных людей иногда заставляют чуть ли не краснеть за них. Но на спектаклях происходит узнавание. Узнавание, не как открытие чего-то нового, а как воспоминание! - и ты с радостным чувством говоришь себе: "Ну конечно! Это тот самый Есенин, котрого я так люблю! Именно таким он должен быть. И Моцарт, великий создатель неземной музыки, он не мог, не должен был быть другим. Он только такой, как эта моя любимейшая Кукла. И его улыбка, обращенная внуть, несущая тайну и некое важное Знание, она дарит нам нежность и Любовь. Нежность и Любовь, именно так написала нам Вера, как подарок из той вечности, где всех нас ожидает радостная встреча со всеми горячо любимыми...
Сергей, Вс Дек 24, 2006 12:16 am
Девятого декабря мы были во второй раз на "Маленьких трагедиях"... Потрясающее впечатление, как после первого раза, от всего: и чувственность спектакля, и прочтение Пушкина, и музыка...
Эмоции через край, и, главное, для каждого свои: кто-то насмеялся вдоволь над Рыцарем и Лепорелло, кто-то наоборот, видел трагическое и в Рыцаре не менее, чем в деянии Сальери...
Особенно понравилась концовка первого действия: веер, закинутые руки... Настолько гармонично вписывается, что не передать словами.
На спектакль мы отвели двоих новых зрителей, им тоже очень понравилось, поэтому ото всех благодарности!
Звуки_скрипки, Ср Янв 10, 2007 3:06 am
Сегодня (точнее уже вчера) удостоила себя такой чести и была на "Маленьких трагедиях". Смотрела буквально на одном дыхании. Нет - на двух, т.к. прерывалось антрактом. Впечатление - потрясающее! Но больше всего мне запомнился "Моцарт и Сальери". Сидела в таком напряжении и ловила каждый звук, каждое движение, каждый вздох, доносившиеся со сцены. Была полностью поглащена происходившим действием. Настолько выразительно, чувственно это было! Я с упоением смотрела как на Сальери и Моцарта, так и на Андрея и Максима!!! И так хотелось, чтобы этот спектакль не заканчивался! А как же Андрей Сергеевич поёт!!! Это превосходно!!! Сколько записей слушала, на спектаклях была и каждый раз восхищаюсь!! Столько талантов в одном человеке! Нет слов - одни эмоции! Если завтра все эмоции воплотятся в слова - напишу.
А меня ещё очень заинтересовал один момент... В "Скупом рыцаре" присутствует только меч. В "Каменном госте" мечь и гитара. А в "Моцарте и Сальери" мечь и гитара соединились в одно целое - скрипка... С одной стороны - ну подумаешь, ну не было скрипки - ну и что? Так, нет - скрипка-то есть! В "Людовике" Мольер играет именно на скрипке; с другой - в "Госте" гитара несёт в себе веселящий характер и ничего под собой не подразумевает сверхестественного, в "Моцарте" же она превращается в скрипку, а Скрипка считалась как дьявольским, так и божественным инструментом... В "Рыцаре" меч несёт больше защитную функцию, в "Госте" как оборонительную, так и смертепорождающую, а в Моцарте - функция смычка, т.е. мост для отражения каких-либо замыслов. Они соединяются - Добро и зло соединились... и поэтому идёт противостояние. Постоянное. То лопнет струна, то порвётся волос на смычке. То умирает гений, то злодей понимает свою низость....
Не знаю почему именно это меня задело, может, я куда-то улетела не в ту степь - поправьте...
И конечно же Лепорелло - тоже очень запоминающийся персонаж! Да все! ВСЁ и ВСЕ настолько потрясающие лица! Я в восторге! Обязательно схожу ещё раз, только поближе, а то билеты только 8-ого купили и далековато и пришлось весь спектакль щуриться. Но это не омрачило общего впечатления!
Ещё раз огромное спасибо актёрам и всем-всем-всем!!!!!!
Татьяна Шульгина, Ср Янв 10, 2007 4:15 pm
Мне вчера понравился звуковой эффект в "Каменном госте" (эпизод про Инезу) - раньше его, насколько я помню, не было. А вот дуэт из "Дон Жуана" мне больше быстрый нравился...
Очень здорово был сыгран момент, когда Моцарт берет бокал без яда.
И знаете, мне так хотелось, чтобы он выпил из этого бокала, и даже на какое-то мгновение я поверила, что так оно и будет...
Звуки_скрипки, Ср Янв 10, 2007 4:57 pm
Согласна! с вами, Татьяна! Моцарт вообще был велеколепен!!!
Андрей Денников, Ср Янв 10, 2007 5:31 pm
Звуковой эффект был со дня премьеры, Татьяна.
Темп дуэта такой, как у Моцарта СЕЙЧАС. Надо уважать Великого Музыканта.
Про скрипку - хорошо!