Есенин... затанцевал!

Здесь вы можете общаться на свободные темы о театре, музыке и другие.

Модератор: Культура и искусство

Есенин... затанцевал!

Сообщение Вера » Вс окт 28, 2007 12:23 am

Предлагаю насладиться рецензией на новый балет труппы им. Л.Якобсона (когда-то, кстати, замечательной, но... "иных уж нет, а те далече").

ТАНЦУЮЩИЙ ЕСЕНИН
Ярче всех на русском поэтическом небосклоне светят три поэта, обожаемых народом, – Пушкин, Есенин, Высоцкий. Сколько вокруг этих славных имен сплетен, слухов, небылиц. Они неизменно возбуждают к себе интерес, постоянно возвращаясь к нам в экранизациях, театральных постановках, песнях и даже плясках. Еще совсем недавно по стране прокатился сериал о Сергее Есенине. Сергей Безруков сыграл в нем с яростной беспощадностью и явил нам Есенина истеричным, приблатненным драчуном и алкоголиком, с клинически патологической любвью к «родному пепелищу».
Есенина, однозначно истребленного большевистскими масонами, которых он просто достал всеми своими перечисленными качествами.

В ПРЕМЬЕРНОМ спектакле «Есенин» балетной труппы имени Л. Якобсона на сцене Алек­сандринского театра (постановщик Ю. Петухов) образ поэта предстал не менее выразительным. Авторы спектакля попытались добросовестно и подробно изложить все
перипетии жизни великого поэта на фоне эпохи.

Поначалу поэт (В. Дорохин) безмятежно плясал в окружении счастливых селян и селянок, потом отплясывал со своими добрыми и кроткими родителями. Ничто, как говорится, не предвещало... Но уже тогда, скрестив по-мефистофельски руки на груди, за ним неизменно следовали черный человек и странное существо в красном
комбинезоне, одновременно напоминающее и Бэтмена, и Человека-паука. Что символизировало существо в красном, можно было только догадываться, но предчувствия были недобрыми.

На протяжении всего спектакля параллельно с «растанцованной» биографией поэта Есенина драматические артисты представляли историю еще одного Есенина. Этот Есенин (С. Агафонов), изначально грустный и подавленный, сидел в тюремной клетке. И его очень не любили мрачные зэки, грубо говорящие «на фене» и
заставляющие его читать стихи. Враждебность и недружелюбие контингента по отношению к заключенному Есенину вполне объяснимы. Читал он нудно, заунывно, делая огромные паузы. Это тем более досадно, так как читал он произведения того самого Есенина, которого все мы и знаем, и любим. Первый, пляшущий Есенин, к тому времени уже протанцевал с секретаршей, стучащей по воображаемой печатной машинке, и уже начал «оттанцовывать» жену Зину у приплясывающего Мейерхольда…

Затем в красных революционных шароварах на сцене появились большевики. Они долго гонялись за народом и в конце концов оседлали его, усевшись народу на загривок. Народ символизировали три дородных солиста в приблизительно национальных костюмах. Поначалу большевики дружили с Есениным и даже щедро поили
его. Но когда великий поэт перебрал лишнего и поколотил большевиков, они обиделись и подсунули ему Айседору Дункан, сплясавшую нечто революционное, чем она и сразила поэта наповал.

Тем временем сидящие в клетках арестанты продолжали приставать к другому, пассивному, нетанцующему Есенину, который все занудствовал, декламируя стихи. Америку же, в которую оттанцевал по приглашению Айседоры активный Есенин, символизировала пирамида с глазом, хорошо известная публике по долларовым
купюрам (художник С. Пастух). Америка поэту не понравилась. И он, опять перебрав, не рассчитав свои силы, пытался исполнять элементы русской народной хореографии под популярную бродвейскую музыку 20-х годов, чем повеселил добродушных американцев и огорчил Айседору. Разнообразной музыки в балете оказалось много. Рахманинов символизировал лирическое начало, Шостакович –
революционное, Бетховен – «трагический бытовой аспект», а Артемьев собрал все это вместе, прописав «наиболее важные фрагменты» и связав разных композиторов в единое целое.

Во втором акте спектакля сцену часто заволакивало дымом, что придавало сценическому оформлению красивость и одновременно напоминало то рассветные туманы, то революционный угар. На протяжении всего представления сцену посещали черный человек и существо в красном, живущие своей отдельной жизнью и продолжающие символизировать что-то нехорошее.

В финале спектакля оба Есенина, активный и пассивный, неожиданно встретились. Они по очереди громко продекламировали «До свиданья, друг мой, до свиданья» в диапазоне от «зримой песни» до чтения с сурдопереводом. Причем в результате у танцующего Есенина это неожиданно получилось гораздо лучше, чем у того, кто
декламировал на протяжении всего представления. Посрамленный зэк-декламатор покинул подмостки. Танцующий Есенин трагично пометался по сцене, затем попрощался с родителями и односельчанами, с которыми так весело все начиналось, и поплелся лунной дорогой, обернувшись напоследок и бросив нам до боли знакомый по кинематографическим штампам взгляд – «запомните нас молодыми»!

В результате двухчасового зрелища «синкретического спектакля», смело использующего «язык модерна и неоклассики», так и не прояснилось, судьба какого из двух Есениных так потрясла его создателей? Какое отношение имеет один Есенин к другому? Кроме еще раз повторенных банальностей – пил, курил, без разбору
девушек любил, с особым чувством к березкам прижимался. А что касается трагически мятежной, неприкаянной души русской, да еще высказанной языком танца, то вспоминаются «Кони привередливые» на песню Высоцкого в головокружительном исполнении Михаила Барышникова. Вот уж где все было сказано…
Роман СМИРНОВ

Оригинал здесь http://www.argumenti.ru/publications/5055
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Re: Есенин... затанцевал!

Сообщение Ёжик » Вс окт 28, 2007 12:36 am

Спасибо, Вера, за доставленное "наслаждение"! Есенину, похоже, в очередной раз страшно повезло?
...и уже начал «оттанцовывать» жену Зину у приплясывающего Мейерхольда…
Что это за танцы противу хронологии?! :)
Последний раз редактировалось Ёжик Вс окт 28, 2007 1:08 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Ёжик
 
Сообщения: 1601
Зарегистрирован: Вс май 06, 2007 7:31 pm
Откуда: Бамбуковый лес

Сообщение Ласточка » Вс окт 28, 2007 1:04 am

Описывать балет в таких словах - ужасно пошло.
Мне показалось, что искусство балета недоступно пониманию автора. Это не очередная критическая статья, а ерничание по поводу. Представляю, как обидно создателям спектакля. Чего нам копировать негатив? Тем более, что мы балет не видели.
Аватара пользователя
Ласточка
 
Сообщения: 880
Зарегистрирован: Сб сен 15, 2007 1:08 pm

Сообщение Данита » Вс окт 28, 2007 10:56 am

Балет Санкт-Петербургского Государственного Академического Театра Балета Имени Леонида Якобсона....


http://i025.radikal.ru/0710/09/877aaccda54b.jpg

http://i026.radikal.ru/0710/01/ea6e5e51a963.jpg

http://i044.radikal.ru/0710/b0/4d4b1aa9b906.jpg
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

(Сергей ЕСЕНИН)
Аватара пользователя
Данита
 
Сообщения: 39
Зарегистрирован: Чт сен 20, 2007 10:19 am
Откуда: г. Уфа

Сообщение Данита » Вс окт 28, 2007 10:57 am

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

(Сергей ЕСЕНИН)
Аватара пользователя
Данита
 
Сообщения: 39
Зарегистрирован: Чт сен 20, 2007 10:19 am
Откуда: г. Уфа

Сообщение Вера » Вс окт 28, 2007 11:21 am

Данита, я не поняла: Вы сами-то спектакль видели? Или, может быть, видел кто-то из Ваших знакомых?
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Вера » Вс окт 28, 2007 11:34 am

Татьяна Дегтярёва писал(а):Описывать балет в таких словах - ужасно пошло. Мне показалось, что искусство балета недоступно пониманию автора. Это не очередная критическая статья, а ерничание по поводу.


Думаю, каков балет - такие и слова. :wink: Во всяком случае, то, что я видела в этой труппе в последние годы... :doh Есть определенные основания полагать, что данная рецензия - отнюдь не ерничанье, а горькая правда. И лично мне представляется, что автор статьи в искусстве балета кое-что понимает. :wink:

Татьяна Дегтярёва писал(а):Чего нам копировать негатив? Тем более, что мы балет не видели.


"Копировать негатив" следует хотя бы потому, что следует знать информацию: где и что нового происходит в театральном мире. Да, "мы балет не видели", но кто-то, прочитав, решит, что и смотреть не стоит, а кто-то пойдет, чтобы сравнить свои впечталения с авторскими. :dance Вот Вы, Татьяна, можете сходить - и на форуме поспорить с рецензентом! :duel
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Re: Есенин... затанцевал!

Сообщение Вера » Вс окт 28, 2007 11:39 am

Panda писал(а): Что это за танцы противу хронологии?! :)


Видимо, это называется "художественной вольностью"... :wink:
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Ласточка » Вс окт 28, 2007 3:16 pm

Позвольте мне возразить вам, Вера. Даже если балет и ужасен, дело театрального критика написать именно разбор произведения, а не ерничать, употребляя в своей рецензии слова и обороты, которые специально направлены на то, что бы охаять, низвести, унизить, а вовсе не указать на горькую правду. А уж что касается информации, то ее вообще таким тоном не подают. Таким тоном тычут пальцем и хватаются за бока неинтеллигентные люди. Вряд ли мы вообще когда-нибудь увидим этот балет, ибо мы далеко от Санкт-Петербурга, так что ваша забота о том, что мы случайно вляпаемся в неудачную постановку - необоснованна, а радость по поводу того, что где-то провалилась очередная театральная постановка - вызывает некоторое недоумение.
Может, нам пора возобновить нашу рубрику: "Давайте ходить в театр"? Помнится там мы договаривались писать о том, что нам понравилось у других режиссеров и чьи удачи мы бы хотели поддержать. А почему бы и нет?
Аватара пользователя
Ласточка
 
Сообщения: 880
Зарегистрирован: Сб сен 15, 2007 1:08 pm

Сообщение Ласточка » Вс окт 28, 2007 3:20 pm

Что касается сайта Есенина, так у них другая задача: они оповещают людей о том, как и где образ Сергея Александровича воплотился в художественных произведениях. Дело каждого решать, что ему захочется увидеть. Впрочем, настоящие Есенинолюбы скорее всего постараются не пропустить ничего, да, Данита?
Аватара пользователя
Ласточка
 
Сообщения: 880
Зарегистрирован: Сб сен 15, 2007 1:08 pm

Сообщение Вера » Вс окт 28, 2007 8:27 pm

Татьяна Дегтярёва писал(а):Даже если балет и ужасен, дело театрального критика написать именно разбор произведения, а не ерничать, употребляя в своей рецензии слова и обороты, которые специально направлены на то, что бы охаять, низвести, унизить, а вовсе не указать на горькую правду... Таким тоном тычут пальцем и хватаются за бока неинтеллигентные люди.


Каждое произведение все-таки обычно (за редким исключением) получает тот разбор и тем языком, которых заслуживает. Тут я с Вами не соглашусь. Да, ерничанье в данной рецензии безусловно присутствует, но я полагаю его расплатой авторов спектакля за чрезмерно вольное обращение с реальными фактами и отсутствие должного трепетного уважения перед фигурой Поэта. По совести, разве Вы так уж много встречали ерничания, когда речь шла о чем-то НАСТОЯЩЕМ в искусстве? Я - мало.

Татьяна Дегтярёва писал(а):Вряд ли мы вообще когда-нибудь увидим этот балет, ибо мы далеко от Санкт-Петербурга, так что ваша забота о том, что мы случайно вляпаемся в неудачную постановку - необоснованна, а радость по поводу того, что где-то провалилась очередная театральная постановка - вызывает некоторое недоумение.


Санкт-Петербруг далеко от Москвы?! :shock: :shock: :shock: Татьяна, Бог с Вами, ночь на поезде - и вообще-то не расстояние, а для любопытствующего театрала особенно. Не говоря уже о том, что на свете существуют гастроли. И, кстати, Петербург с Москвой обмениваются таковыми регулярно. :wink:

Что касается "радости по поводу того, что где-то провалилась очередная театральная постановка", мне остается развести руками в недоумении: где Вы ее углядели? :naugh Рецензия помещена исключительно в ИНФОРМАТИВНЫХ целях, и отпечатка моего личного отношения не несет. И нести не может, поскольку балет я не видела.

Коненчо, если и другие формучане разделяют Вашу точку зрения, считая ненужными (или недопустимыми:?: ) ссылки на рецензии подобного рода, я готова принять эти условия. Что скажите, друзья? Я, действительно, "дала маху"?
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Данита » Пн окт 29, 2007 10:00 am

Вера писал(а):Данита, я не поняла: Вы сами-то спектакль видели? Или, может быть, видел кто-то из Ваших знакомых?

Сама не видела, видела моя подруга.
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

(Сергей ЕСЕНИН)
Аватара пользователя
Данита
 
Сообщения: 39
Зарегистрирован: Чт сен 20, 2007 10:19 am
Откуда: г. Уфа

Сообщение Данита » Пн окт 29, 2007 10:02 am

Татьяна Дегтярёва писал(а):Что касается сайта Есенина, так у них другая задача: они оповещают людей о том, как и где образ Сергея Александровича воплотился в художественных произведениях.

И не только!!! Друзья мои - и не только об этом, но и о многом другом касаемо Сергея Александровича!!!
Татьяна Дегтярёва писал(а): Впрочем, настоящие Есенинолюбы скорее всего постараются не пропустить ничего, да, Данита?

Скорее всего ДА!!!
:lol:
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

(Сергей ЕСЕНИН)
Аватара пользователя
Данита
 
Сообщения: 39
Зарегистрирован: Чт сен 20, 2007 10:19 am
Откуда: г. Уфа

Сообщение Ласточка » Пн окт 29, 2007 6:14 pm

Вера писал(а): Каждое произведение все-таки обычно (за редким исключением) получает тот разбор и тем языком, которых заслуживает.

Мнение читателя, меня, не совпадает с мнением журналиста, вас Вера, именно в претензии к языку и стилю, которым пользуется г-н Смирнов. На мой взгляд культурная журналистика должна пользоваться культурным языком, а не тем, на котором хочется выразиться после просмотра ряда театральных постановок! :oops: :shock:
Любое художественное произведение должно препарироваться критиком, берущися в первую очередь произвести над ним тонкий художественный анализ, а не насладиться собственным остроумием и свободой стиля и выражений.
А примером тому, когда НАСТОЯЩИЙ спектакль подвергается ерничанию и огульному хаянию, могут служить некоторые критические статьи на спектакли нашего с вами горячо любимого Денникова. Если вы помните, на первом форуме г-н Заславский также пытался убедить нас, что его критические высказывания - это именно то, что заслуживают спектакли Андрея Сергеевича.
Аватара пользователя
Ласточка
 
Сообщения: 880
Зарегистрирован: Сб сен 15, 2007 1:08 pm

Сообщение Вера » Вт окт 30, 2007 8:58 am

Татьяна Дегтярёва писал(а): Мнение читателя, меня, не совпадает с мнением журналиста, вас Вера, именно в претензии к языку и стилю, которым пользуется г-н Смирнов. На мой взгляд культурная журналистика должна пользоваться культурным языком, а не тем, на котором хочется выразиться после просмотра ряда театральных постановок! :oops: :shock:


Татьяна, предлагаю каждому из нас остаться при своем мнении. Не вижу смысла в дальнейшем продолжении спора. :wink:
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm


Вернуться в Культура и искусство

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1