"Молодёжная газета" (Петрозаводск), 18-24 октября 2007 года, с. 25
ЕСЕНИНА ЧИТАЮТ И ИЗУЧАЮТ ВО ВСЁМ МИРЕ
С 27 по 30 сентября проходила Международная научная конференция "Есенин и мировая культура". Конференция началась в Москве в Институте мировой литературы РАН, а затем продолжилась в Рязани (Центр развития образования на базе СОШ № 69) и в Государственном музее-заповеднике С. А. Есенина в селе Константиново. В конференции принимала участие ведущий научный сотрудник КарНЦ РАН, доктор филологических наук Елена Маркова. Она поделилась своими впечатлениями о встрече.
- В работе конференции принимали участие исследователи из восьми стран: России, Франции, Германии, Словакии, Украины, Белоруссии, Узбекистана и Польши, - сказала Елена Ивановна. - В отличие от встреч предыдущих лет впервые творчество Сергея Есенина было так полно представлено в контексте мировой литературы. Ранее даже в Институте мировой литературы находились титулованные скептики, полагающие, что имя Есенина не имеет мирового звучания. Но, как показали факты, приведённые в докладах, творчество Есенина привлекало зарубежных поэтов и исследователей ещё при его жизни.
- Есть ли конкретные примеры подобного интереса?
- Профессор из Франции Мишель Никё (возможно, петрозаводчане помнят его по Клюевским чтениям 2004 года) сделал интересный доклад на тему "Есенин в бельгийских журналах 1920-х годов". А заведующая секцией славянской филологии МГУ Алла Машкова подробно охарактеризовала переводы стихов Есенина на словацкий язык и статьи, посвящённые его творчеству, изданные в Словакии в 1920-30-е годы. Она подчеркнула, что в 30-е годы Есенин был первым поэтом для словаков. Судя по докладам, Есенина изучают и читают от Канады до Японии.
- Какие доклады молодых учёных были, на ваш взгляд, интересными?
- Блестящий доклад сделал доцент Казанского университета Рустам Хайбрахманов. На примере знаменитого стихотворения о Шаганэ он показал великое мастерство поэта, сумевшего передать не только настроение Востока, но и его поэтическую форму, которая в тюркской лирике называется "строфой Хафиза". Лиза Никё (дочь Мишеля) свой первый серьёзный доклад посвятила анализу музыки Дьёрдя Куртага на стихотворение Есенина "Вечером синим, вечером лунным...". Лиза привезла запись этого необычного музыкального произведения. Звучала современная музыка - странная и завораживающая. Привычная русская интонация с оттенком цыганщины постепенно сменялась то ли вздохом, то ли эхом самого космоса...
- Чему был посвящён ваш доклад?
- Он назывался "Полемика Николая Клюева и Сергея Есенина в свете калевальского сюжета о состязании певцов".
- Возможно ли имя Есенина сопоставить с героями эпоса?
- Надеюсь, читатель помнит, что руне третьей (Есенин был знаком с "Калевалой" по переводу Л. Бельского) молодой Ёукахайнен вызывает на певческий поединок старого Вейнемейнена. Он убеждён, что силой слова превратит старца в камень. Но не тут-то было! Тогда он предлагает Вейнемейнену сразиться на ножах. Вспомним стихотворение Есенина "О, Русь, взмахни крылами", где, отдавая должное предшественникам, прежде всего, Клюеву, поэт бросает им вызов. есенин тоже оперирует, как и герои эпоса, образами камня и ножа. Можно привести и другие примеры.
- В 2007 году отмечалось 112-летие со дня рождения Есенина. Дата некруглая. Но в Москву и на родину поэта, в Константиново, приезжают, как и всегда, и учёные, и почитатели поэзии нашего большого поэта. Почему это происходит?
- В том-то и загадка. Может быть, ключ к её разгадке в словах Евгения Евтушенко, который назвал Есенина "наирусским из русских поэтов". В докладе доцента Рязанского университета Александра Сафронова "Есенин и тюремный фольклор" было показано, что его, единственного из профессиональных поэтов, принимает даже уголовный мир. Он говорит, что почти у каждого тюремного поэта есть своё "Письмо матери". Напомню, что существует Международное есенинское общество "Радуница". В этом году оно пополнилось группой рязанских школьников.
- Каковы планы на будущее относительно исследования творчества есенина у российских учёных?
- В Институте мировой литературы началась работа по подготовке Есенинской энциклопедии. Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем, кому дорого творчество Есенина, с просьбой: вспомните, какие мероприятия, посвящённые творчеству Есенина, были проведены в Карелии. Назовите имена художников, композиторов, переводчиков нашей республики, работавших над этой тематикой. Прислать материалы можно по адресу: emarkova@krc.karelia.ru
Беседовала Наталья КРАСАВЦЕВА