"Сад"

Здесь вы можете общаться на свободные темы о театре, музыке и другие.

Модератор: Культура и искусство

"Сад"

Сообщение Helga » Сб дек 20, 2008 8:42 pm

Вчера, несмотря на то что на следующий день надо рано вставать, я заставила себя познакомиться с фильмом "Сад", естественно, по мотивам "Вишнёвого сада" А. П. Чехова. Фильм шёл в "Закрытом показе" Гордона. Досмотрела до конца. Первые ассоциации: гротеск, балаган, эстетство, немОе кино, люди-куклы, модерн... беспомощность (не имею в виду режиссёрскую), глупость, ханжество, пошлость, безалаберность, мелочность, ЭГОИЗМ - всё в десятой степени. Есть ли щемящее чувство? Пожалуй, его отсутствие и порождает ощущение горечи. Актёры - !!!
В. Васильева была в числе противников фильма, сказав, что не дала бы его смотреть своим детям. Соглашусь с ней. Своим бы детям, будь они у меня, тоже не дала бы. Читали бы сначала оригинал... :)
Всё-таки эстетский фильм... Герман мл. сказал, что плакал в конце. Возможно - сделано чудно.
Ощущение горечи за Россию, не обиды, а великой досады...
От фильма впечатление 50/50. Надо как-нибудь пересмотреть, освежив память истинным " Вишнёвым садом".
Но фильм сделан так, что заставляет себя смотреть!
Но Чехов всё равно остаётся Чеховым.
Аватара пользователя
Helga
 
Сообщения: 523
Зарегистрирован: Вс май 25, 2008 3:05 pm

Сообщение Вера » Сб дек 20, 2008 9:30 pm

Я, видимо, из числа эстетов: мне фильм очень понравился. Что до детей, то "Вишнёвый сад" - пьеса не детская. И Овчаров снимал не картину для детей. Он снимал для взрослых, читающих, думающих, насмотренных... Воспринимать "Сад" нужно без постоянной оглядки на Чехова и попыток сверить визуальный текст с оригиналом. Овчаров - это особенный мир, как были миры Тарковского или Феллинини. Разве в "Солярисе" много осталось от литературного оригинала? А представляете, КАК снял бы, например, "Три сестры" Феллинини?! На мой взгляд, Овчаров из тех мастеров, которые имеют право, обращаясь к классике, "вытягивать" из ее многоцветного ковра важные для себя ниточки и ткать из них свое собственное полотно. Поэтому когда Сергей Михайлович говорит, что снимал "по мотивам пьесы", это нужно понимать буквально. У него - именно по мотивам, о том, что его, Овчарова, волнует! Впрочем, сам факт жаркой дискуссии в студии - свидетельство того, что речь идет о НАСТОЯЩЕМ. Я тоже плакала. И не только в конце... В основном, о нас с вами и нашей современной жизни...

P.S. Панда, указал мне на символическую неточность в тексте: мол, желая написать "Вишнёвый сад", пишем "Волшебный", видимо, думая о "Волшебной флейте". Видимо таки, да! :lol:
Последний раз редактировалось Вера Вт дек 23, 2008 11:51 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Helga » Сб дек 20, 2008 9:42 pm

Может моё 50/50 и есть желание посмотреть фильм ещё раз, подумать, увидеть что-то новое, что не заметила при первом просмотре.
Овчаров действительно по-своему расставил акценты.
Совершенно замечателен последний титр: Шёл 1904 г. После всего увиденного - :appl !
Я не плакала. Я спать не могла!
Аватара пользователя
Helga
 
Сообщения: 523
Зарегистрирован: Вс май 25, 2008 3:05 pm

Сообщение Вера » Сб дек 20, 2008 9:54 pm

Helga писал(а): Я не плакала. Я спать не могла!


"Чего ж боле?" Чем и поверяется: искусство? не искусство?..
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Света » Вс дек 21, 2008 1:36 pm

А вот я спала спокойно: мне фильм не понравился! :( И не потому, что отступил от Чехова, я не столь хорошо помню текст оригинала. Согласна с Верой Васильевой: от просмотра в душе остаётся пустота. Да, вот такие они (мы?); да, никто никого не любит; да, пропадай он пропадом, вишнёвый сад (Россия?), ну кто будет всерьёз за него бороться?! И что дальше? Намылить верёвку? Просто поплакать и лечь спать?
Я не люблю, когда мне, даже очень красивым текстом, говорят: нет выхода! Кстати, Вера, у Тарковсого, напротив, выход был, всегда. Он как бы говорил нам: смотрите, из какой грязи, ужаса, низости вырастает КРАСОТА! Хоть и считали его многие почему-то пессимистичным. :roll:
На мой взгляд, Овчаров как раз таки, если не букве, то духу Чехова просоответствовал весьма. Ведь у Антона Палыча тоже часто нет выхода. Но это при чтении. А вот постановки, не отступающие от текста, но с совсем по другому расставленными акцентами, я встречала, и не раз. Но это, безусловно, дело личное.
Что ещё могу сказать, уже об обсуждении: меня всегда настораживает, когда режиссёр (художник, поэт и т.д.) говорит: я так вижу, я имею право, я этим хотел сказать... Тот же Тарковский, на зрительский вопрос о собаке в фильме "Сталкер", удивлённо ответил, что "собака символизирует собаку, и больше ничего".
Резюмирую: кроме красиво стилизованной штучки, которую можно поставить на полку и любоваться, время от времени стирая с неё пыль, я не увидела. Увы.
И не по теме. Детям, на мой взгляд, можно смотреть/читать всё. Разумеется, при соответствующей подготовке. А иначе как воспитать вкус и научить отличать хорошее от плохого?!
Света
 
Сообщения: 607
Зарегистрирован: Вт май 13, 2008 1:20 am
Откуда: Москва

Сообщение ФММ » Вс дек 21, 2008 7:52 pm

Света писал(а): Я не люблю, когда мне, даже очень красивым текстом, говорят: нет выхода! ... На мой взгляд, Овчаров как раз таки, если не букве, то духу Чехова просоответствовал весьма. Ведь у Антона Палыча тоже часто нет выхода. Но это при чтении. А вот постановки, не отступающие от текста, но с совсем по другому расставленными акцентами, я встречала, и не раз.

У Чехова, на мой взгляд, часто про то, что "ничего нельзя вернуть", красивая ностальгия по ушедшему/уходящему. Как я говорю студентам: "Чехов признаёт, что будущее, увы, за Лопахиными, но себя в этом будущем не видит.". А у Овчарова примерно так:" Нет для этих моральных уродов будущего, да и хорошо. Меньше народу - больше кислороду". А у меня вопрос, для кого это будущее? По Овчарову выходит, что для Яш?
Приёмчики, с помощью которых снят фильм, не новы. Предыдущий "Сказ про Федота-Стрельца" я не смогла досмотреть до конца! Это был ужасный ужас-ужас! После того, как сам Филатов читал эту пьесу, видеть, как народные артисты извращают каждое слово, то и дело кувыркаясь через голову и блея по-козлиному - бр-р-р-р! Так что эксцентрика меня даже приятно удивила, её было гораздо меньше, чем в предыдущем фильме режиссёра. Отсылка к немым фильмам - это красиво, если бы не одно обстоятельство: режиссёр убрал часть текста! Фирс, по-моему, вообще лишён дара речи! Наверное, это имело глубокий смысл, мол, это старая, отжившая своё... Но это не для меня.
Света писал(а):...меня всегда настораживает, когда режиссёр (художник, поэт и т.д.) говорит: я так вижу, я имею право, я этим хотел сказать...

О-о-очень мне не понравился режиссёр Овчаров. Трусоват. Или излишне осторожен, что почти тоже самое. "Я не убрал из текста еврейский оркестр, потому что сказали бы, что у меня интеллигенты под еврейскую дудку пляшут". :mad "Этот, этот и этот кадры в моём фильме ничего не значат, они просто так, не подумайте плохого". :evil:
Света писал(а):Детям, на мой взгляд, можно смотреть/читать всё. Разумеется, при соответствующей подготовке. А иначе как воспитать вкус и научить отличать хорошее от плохого?!

Это высказывание очень в тему. Так уж сложилось, что именно на примере "Вишнёвого сада" я вдруг поняла, что такое ТЕАТР. В том смысле, что из одного текста порой рождаются та-акие разные произведения! В довольно юном возрасте увидела за одну неделю две постановки (во МХАТе и в "Театре Антона Чехова"). Это были настолько разные спектакли! Про классическую постановку писать не буду. :wink: А вот у Трушкина на сцене была зелёная травка и цветущие деревья! Первое удивление. Дом-шкаф - удивление второе. Петя Трофимов в исполнении А. Баширова - вообще культурный шок. Для тех, кто не знает, кто это такой, посмотрите:
http://ru.youtube.com/watch?v=mo90RzfpS ... re=related
И Татьяна Васильева в этом спектакле была прекрасна (не начала тогда ещё себя растрачивать на антрепризы, это был первый опыт): это была женщина, потерявшая ребёнка. Женщина, которая не-на-ви-дит и этот дом, и этот шкаф, и этот сад, и этого студента-репетитора, потому что они напоминают ей об этой боли. И которая не может расстаться с ними по той же причине. И знаете, Света, я до сих пор не знаю, какая постановка Чехова была/есть хорошей/плохой, кто из режиссёров сказал то, что Чехов имел в виду. Я оперирую понятиями интересно/неинтересно.
Поэтому резимирую: фильм Овчарова удивлял меня лишь первые 10 минут. Потом надоело. Обсуждение в студии у Гордона было интереснее самого фильма. Хотя бы потому, что казалось: некоторые персонажи Чехова в студии сидят. :wink:
...заинтригован Станиславский...
Аватара пользователя
ФММ
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: Ср апр 16, 2008 12:15 am

Сообщение Helga » Вс дек 21, 2008 8:19 pm

Повторю ещё раз. Мне надо ещё раз пересмотреть этот фильм.
Вот Федота -стрельца, его ни под каким предлогом не заставишь меня больше смотреть! А Сад...Пожалуй как-нибудь найду время :wink: .
Раневская у Овчарова-дама приятная во всех отношениях :twisted:
Пока для меня в этом фильме будущее видится, как ни странно, за обобранной собственной матушкой Аней и полупридурковатым Петей.
Вот по кому через 13 лет "проедет" поезд революции...А всё- таки последние титры- :!: Ведь ещё аж целый год до 1905 года и 13 лет до революции.Сколько можно ещё можно потратить времени на ничто...
Аватара пользователя
Helga
 
Сообщения: 523
Зарегистрирован: Вс май 25, 2008 3:05 pm

Сообщение Вера » Вс дек 21, 2008 9:08 pm

ФММ писал(а): "Чехов признаёт, что будущее, увы, за Лопахиными, но себя в этом будущем не видит.". А у Овчарова примерно так:" Нет для этих моральных уродов будущего, да и хорошо. Меньше народу - больше кислороду". А у меня вопрос, для кого это будущее? По Овчарову выходит, что для Яш?


К сожалению, для моральных уродов будущее есть. Более того, именно они его и построили. И теперь их будущее стало нашим настоящим.
Что касаемо пессимизма и светлой веры, я готова признать за художником право на собственное вИдение жизни. В Библии оптимизма тоже мало, знаете ли. Награда православным уготована на небесах, а на земле - Апокалипсис. И что же теперь делать, если Овчаров уже знает, как ведут себя сегодня в России пришедшие к власти Лопахины с Яшами? И я знаю. Вырубают сады вместе с исторической недвижимостью да делят осовободившееся пространство под дачные участки (многоэтажки). Мне лично катарсиса здесь углядеть не удается, как ни пыталась. Зато вот новая поправочка к Федеральному закону о сохранении историко-культурного наследия теперь позволяет ПЕРЕНОСИТЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОМ (если возникает необходимость в его сохранности) В ДРУГОЕ МЕСТО. То есть, еще год-два, и не будет в наших мегаполисах исторических центров - их перенесут в специальные гетто. И в Петербурге, заметьте, тоже.

ФММ писал(а):Приёмчики, с помощью которых снят фильм, не новы.


Приёмчики не новы. Но я это называю стилем Овчарова. Гэги, они и есть гэги. Однако у Овчарова они только его, фирменные, ни с кем другим не спутаешь.

ФММ писал(а):Предыдущий "Сказ про Федота-Стрельца" я не смогла досмотреть до конца! Это был ужасный ужас-ужас!


"Федот" мне тоже активно не понравился. Но это единственный фильм Овчарова, который я не приняла. Всё остальное, на мой взгляд, почти гениально. Я этого режиссера в своем табеле о рангах ставлю очень высоко.

ФММ писал(а):О-о-очень мне не понравился режиссёр Овчаров. Трусоват. Или излишне осторожен, что почти тоже самое.


На мой взгляд, он и не то, и не другое. Овчаров из числа тех, кто плохо формулирует свои идеи вслух. Он мыслит образами, которые в вербальный ряд ему самому перевести трудно. И очень эмоционален. С перехлестом. Просто его, действительно, после "Стрельца" достали с антисемитизмом, а в "Саде", как он верно заметил, ВООБЩЕ НЕ О ТОМ. Поскольку его "приёмчики" отсылают к лубку, а стало быть, сугубо русские, у наших критиков сразу же мысль убегает в сторону национализма. А если любишь русское, значит, антисемит! - так, абсолютно ВНЕ ЛОГИКИ, увы, мыслят большинство писак. Оно Овчарову в "Саде" надо было? И так тявкали, часто мимо уже художественной логики картины, а тут о Чехове и вовсе позабыли бы. И, да, именно это и кричали бы:

ФММ писал(а): " ...интеллигенты под еврейскую дудку пляшут".


А так - не отвлекались от главного. :lol:

Резюмирую: Овчаров - мой режиссёр! :lol: Даже с его "осторожностью", которую я всё-таки назвала бы мудростью.
Последний раз редактировалось Вера Вт дек 23, 2008 11:54 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Света » Пн дек 22, 2008 12:55 am

Очень тезисно, т.к. спать хочу.
Вера писал(а): В Библии оптимизма тоже мало, знаете ли.

Ну, это с точки зрения атеиста. Для ветхозаветного иудея перспектива получить Землю обетованную, даже через поколение, внушала ещё какой оптимизм! Так же, как для христианина - апокалипсис.
Вера писал(а):...с его "осторожностью", которую я всё-таки назвала бы мудростью.

Ну, видимо, Тарковскому в своё время как раз таки мудрости и не хватило (а тж Бродскому, Довлатову, Высоцкому, etc.)
Вера писал(а): И что же теперь делать, если Овчаров уже знает, как ведут себя сегодня в России пришедшие к власти Лопахины с Яшами? И я знаю. Вырубают сады вместе с исторической недвижимостью да делят осовободившееся пространство под дачные участки (многоэтажки). .

Вот это понятно - наболело.
Вера писал(а):...почти гениально.

Гениальная оценка!
Света
 
Сообщения: 607
Зарегистрирован: Вт май 13, 2008 1:20 am
Откуда: Москва

Сообщение Вера » Пн дек 22, 2008 9:16 am

Света писал(а): Для ветхозаветного иудея перспектива получить Землю обетованную, даже через поколение, внушала ещё какой оптимизм! Так же, как для христианина - апокалипсис.


Если смотреть на "Сад" Овчарова с этой точки зрения, можно порадоваться: Апокалипсис уже близко! :D

Света писал(а): Ну, видимо, Тарковскому в своё время как раз таки мудрости и не хватило (а тж Бродскому, Довлатову, Высоцкому, etc.).


Художники разные, и, думаю, нет смысла причесывать всех под одну гребёнку. Овчарову, повторюсь, было важно, чтобы ничто не отвлекало зрителей от главной идеи картины . И это даже не столько мудрость, сколько кропотливый отбор выразительных средств. Если еврейский оркестр мешает, уберём еврейский оркестр! Ругаться всё равно будут (Чехова секвестировал), но зато основная тема останется незамутненной.

Света писал(а):Гениальная оценка!


Я старалась! :lol: Во всяком случае, моя. :leb
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Света » Пн дек 22, 2008 2:30 pm

Вера писал(а):Если смотреть на "Сад" Овчарова с этой точки зрения, можно порадоваться: Апокалипсис уже близко! :D

Вера, пожалйста, уже без смеха: прежде чем ещё что-нибудь сказать на эту тему, перечитайте, пожалуйста, Евангелие с хорошими комментариями (напр., А.Меня). Я человек не церковный (подчёркиваю!), но подобные высказывания режут слух любого культурного человека, моло-мальски сведущего в теме.
Или уж не трогайте её вовсе. Зачем терять реноме?
Света
 
Сообщения: 607
Зарегистрирован: Вт май 13, 2008 1:20 am
Откуда: Москва

Сообщение Света » Пн дек 22, 2008 3:35 pm

ФММ писал(а): И знаете, Света, я до сих пор не знаю, какая постановка Чехова была/есть хорошей/плохой, кто из режиссёров сказал то, что Чехов имел в виду. Я оперирую понятиями интересно/неинтересно.

Ой... Неужели кому-то показалось, будто я знаю, что Чехов имел ввиду? :oops: Я не хотела, чесслово!
Просто здесь так много говорилось о том, что фильм не похож на первоисточник, что его надо смотреть, забывши и отрешившись, что я решила высказать своё "наивное мнение": ну не понравился он мне, независимо от колличества мотивов, по которым снят!.. :?
Маша, а постановка в "Театре Антона Чехова" мне в своё время тоже очень понравилась! Правда, почему-то не помню ни травку, ни цветочки, ни А.Баширова (может, его в тот день и не было?), но зато запомнились дом-шкаф, великолепная Раневская-Т.Васильева, трогательный Фирс-Евстигнеев, и безумный чардаш Монти в исполнении скрипача на крыше дома-шкафа - лейтмотив всего спектакля! :D
Света
 
Сообщения: 607
Зарегистрирован: Вт май 13, 2008 1:20 am
Откуда: Москва

Сообщение ФММ » Пн дек 22, 2008 3:44 pm

Маленькая я была. :oops: Скрипача не помню. Фирсом был Евгений Самойлов, он вскоре умер. Был великолепен. Хотелось рыдать после финальной реплики. А в фильме Фирс вообще нем. Приём такой. 8)
...заинтригован Станиславский...
Аватара пользователя
ФММ
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: Ср апр 16, 2008 12:15 am

Сообщение Света » Пн дек 22, 2008 3:52 pm

ФММ писал(а): Фирсом был Евгений Самойлов

Видимо, в спектакле было немало замен: у нас точно был Евстигнеев. А в фильме... В обсуждении кто-то сказал, что Фирс вроде как давно уже умер, не личность он, мол... :? Да, действительно, приём такой. 8)
Света
 
Сообщения: 607
Зарегистрирован: Вт май 13, 2008 1:20 am
Откуда: Москва

Сообщение Вера » Пн дек 22, 2008 5:00 pm

Света писал(а):... прежде чем ещё что-нибудь сказать на эту тему, перечитайте, пожалуйста, Евангелие с хорошими комментариями (напр., А.Меня). Я человек не церковный (подчёркиваю!), но подобные высказывания режут слух любого культурного человека, моло-мальски сведущего в теме.
Или уж не трогайте её вовсе. Зачем терять реноме?


Ну, реноме я потерять не боюсь, оно меня как-то мало волнует. Что до Евангелия и Меня, читала и то, и другое весьма внимательно. Но продолжаю настаивать: православие - религия, с точки зрения мирского человека (тем более представителя современного общества потребления), пессимистическая. Даже если данное высказывание режет "слух любого культурного человека, мало-мальски сведущего в теме".
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Андрей Денников » Пн дек 22, 2008 5:05 pm

Я не принял фильм принципиально. Герои фильма - плоские и не обаятельные... Я хочу видеть живых людей! Я хочу им сочувствовать и сопереживать. Я хочу любить их или ненавидеть. А когда на экране или на сцене появляется бесконечное множество больных людей, упивающихся своими истериками и слезами вплоть до финала, то во мне, зрителе, не рождается ничего, кроме раздражения.
Я удивлён и плохой работой оператора. Всё время мы видим героев отрезанных по пояс. В какой-то момент я даже подумал, что артистам не смогли пошить хорошую обувь и всячески маскируют их ноги от зрителя. Так делают в выпусках новостей, когда диктор сидит в джинсах и кедах, а сам причёсан и одет модный пиджак с галстуком :lol: Но целый фильм смотреть "новости " о вишнёвом саде - это перебор! Такого не помню ни у Феллини, ни у Тарковского, с которыми почему-то сравнивают достаточно среднего режиссёра.
Касаемо "детской пьесы" могу сказать, что есть такое понятие: школьная программа. В эту программу входит и А.П.Чехов с "Вишневым садом". Вот здесь и опасность для детей. Ребёнок может предпочесть чтению пьесы или походу в театр на классическую постановку эти полтора часа сомнительного зрелища, излагающего вкратце сюжетец комедии Чехова. :evil: Испугались? - И правильно!!! Вы тут говорили, что детям надо смотреть всё, чтобы они могли выбирать... А как им это сделать, когда они элементарно могут "не напрягаясь" просто посмотреть кино, но не читать "напрягаясь" пьесу. С чем им сравнивать? Вот посмотрели этот скучный "Сад" и закрыли для себя навсегда историю, созданную Великим русским Писателем. :(
Последний раз редактировалось Андрей Денников Пн дек 22, 2008 11:40 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Андрей Денников
Артист и режиссёр театра кукол
 
Сообщения: 829
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 3:04 am

Сообщение Вера » Пн дек 22, 2008 7:48 pm

Осталась я со своей любовью к Овчарову и его "Саду" в гордом одиночестве. :( Или почти в гордом: всё-таки есть 50 на 50 у Helga. :lol: Эх!.. Ну, что поделать, "а он мне нравится, нравится. нравится"! :leb В общем, "не отрекаются, любя".
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Света » Пн дек 22, 2008 11:20 pm

Андрей Денников писал(а): Вы тут говорили, что детям надо смотреть всё, чтобы они могли выбирать...

Андрей Сергеевич, под словом "всё" я вовсе не имела ввиду пошлость, безвкусицу и ширпотреб! Я думала только о вещах, может быть не совсем доступных возрасту (или, как многие боятся, которые в силу возраста могут быть неправильно поняты). Дети могут понять всё, как я уже сказала, при соответствующей подготовке. Детям можно смотреть Феллини с Тарковским (если родители их смотрели и хотя бы что-то им об этом смогут сказать), можно читать Чехова, можно даже "Лолиту", если до того хотя бы что-то из Набокова уже прочитано. Можно смотреть "Нижинского" (помните, его же пытались запретить "до 18"?).
И в этом случае у них просто не возникнет тяга к ширпотребу и желание заменить чтение книги просмотром лёгкого фильмеца. Во всяком случае своих детей я воспитываю именно так. :D
Света
 
Сообщения: 607
Зарегистрирован: Вт май 13, 2008 1:20 am
Откуда: Москва

Сообщение Андрей Денников » Пн дек 22, 2008 11:38 pm

Теперь Вы выразили свою мысль понятно. Она, думаю, очень здравая :D
Аватара пользователя
Андрей Денников
Артист и режиссёр театра кукол
 
Сообщения: 829
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 3:04 am

Сообщение Света » Пн дек 22, 2008 11:41 pm

Спасибо! :D
Света
 
Сообщения: 607
Зарегистрирован: Вт май 13, 2008 1:20 am
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Культура и искусство

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1