ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
2 декабря произойдёт событие, давно ожидаемое почитателями творчества заслуженного артиста России Андрея Денникова. В зале Музея В. В. Маяковского состоится творческий вечер актёра и режиссёра, создавшего в Театре имени С. В. Образцова более десяти неординарных представлений, полотно которых искусно соткано из кукловождения, актёрской игры, пения, инструментальной музыки, танца... К жанру творческого вечера Денников обращается нечасто, но достаточно регулярно. Подчас он объединяет в одной программе фрагменты спектаклей, вокальные, хореографические и чтецкие номера, тем самым и за пределами «образцовских» подмостков продолжая служить синтетическому театру. «Чем привлекательна для Вас такая форма режиссёрско-актёрского существования?» – с этого вопроса началась моя «предвечерняя» беседа с Андреем.
– Жанр творческого вечера позволяет мне не только ещё раз встретиться с моими горячо любимыми зрителями – я могу вблизи наблюдать их мгновенную, живую реакцию. Площадка Музея Маяковского как нельзя лучше подходит для этого: там нет ничего, что препятствовало бы артисту непосредственно общаться с публикой, – ни пьедестала сцены, ни темноты зрительного зала и света софитов. Люблю, когда мне задают вопросы, с удовольствием отвечаю на них. Во время моих театральных спектаклей зритель и актёр лишены подобного контакта. Здесь мы восполняем «досадное упущение». Жанр непрост, несмотря на кажущуюся незамысловатость. Он замешан на особом, эстрадном, способе существования, а последний, в свою очередь – на искусстве лёгкой, искромётной импровизации, именно она помогает держать тесный контакт с залом. Это настолько своеобычное действо, что даже аплодисменты, раздающиеся во время него, отличаются от сугубо театральных.
– Насколько часто хочется общаться со зрителями таким образом?
– Раньше был готов чаще, сейчас – нет. Творческий вечер сродни моему спектаклю «Исповедь хулигана», когда я в течение длительного времени нахожусь один на один с публикой. На это уходит очень много эмоциональных и физических сил.
– Что будет представлено на грядущем творческом вечере?
– Один из номеров программы – сказка «Кошкин дом» Самуила Маршака, которую я люблю и знаю с пятилетнего возраста. В чём-то этот спектакль восходит к яхонтовской традиции театра одного актёра, где задачи – за короткое время сыграть большое количество ролей и создать атмосферу представляемой истории. Например, сказку Маршака нужно преподнести так, чтобы она была узнаваема не только потому, что в детстве мы слышали: «Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом!», – а ещё и потому, что это повествование про нас сегодняшних. В спектакле есть момент, который прямо указывает на то, что театр – зеркало нашей жизни или, по крайней мере, должен быть им. Козёл говорит: «Смотри, какие зеркала!» – и указывает в зрительный зал. Ведь где эстрада, там обязательно есть сатира.
Вслед за тем я прочитаю несколько моих любимых рассказов Михаила Зощенко. Это тоже сатира. Хотя рассказы были написаны в двадцатые-тридцатые годы, с той поры ничего в наших нравах не изменилось. Если, скажем, ты попадаешь в больницу, то можешь оказаться в ситуации ещё и похлеще той, что описана в «Истории болезни». Много смешного и одновременно грустного вокруг – стоит только оглянуться.
– Со своим прочтением сказки Маршака Вы уже знакомили зрителей. А доводилось ли Вам читать со сцены произведения Зощенко?
– «Кошкин дом» я представлял довольно часто – в Москве, Петрозаводске, Константинове, Зощенко же, его обаятельный рассказ «Лёля и Минька», прежде читал лишь однажды, несколько лет назад, на вечере в Доме-музее Ермоловой. Я большой поклонник творчества Николая Васильевича Гоголя и считаю Зощенко его прямым наследником в русской литературе. Как и у Гоголя, у него каждое слово – золото. И нужно суметь так подать текст, чтобы зритель воспринял юмор писателя именно как юмор.
– Ваши действа всегда напитаны музыкой. Чьи произведения прозвучат на нынешнем творческом вечере?
– Выбор композитора для сопровождения рассказов Зощенко совершенно не случаен. Это Дмитрий Шостакович с его шутливыми, сатирическими и лирическими номерами из оперетты «Москва, Черёмушки», балета «Золотой век»... Я ощущаю глубокое интонационное родство его музыки и произведений Зощенко. Кроме того, Дмитрий Дмитриевич встречался с Михаилом Михайловичем, они с большим уважением относились друг к другу. Единственное, что у них не получалось, – дружбы. Потому что два гения, как два одинаковых заряда, отталкиваются, разлетаются в разные стороны. И в своей композиции я наконец хочу их «подружить». А музыку к «Кошкиному дому» написала Н. Александрова – специально для спектакля, некогда поставленного в Центральном театре кукол под руководством Сергея Образцова.
Записал Виктор ШПИНИЦКИЙ
Фото Анны ЛЬВОВОЙ
На снимке: Творческий вечер Андрея Денникова в Музее В. В. Маяковского, 2006 год. Выступают Андрей Денников и Ирина Осинцова: Дж. Россини – «Дуэт кошек».