ВОЗВРАЩАЯСЬ К "ИСПОВЕДИ..."
Удивительный спектакль "Исповедь хулигана"! Казалось бы, знакомый уже до слова, до жеста, но всегда - как первый, непохожий на все предыдущие. Испытывая каждый раз радость узнавания, я не устаю поражаться новым ощущениям, которые он мне дарит. Это тот спектакль, к которому хочется возвращаться вновь и вновь, как к любимой книге. Я смотрю его по три-четыре раза в год, просто потому, что начинаю скучать и хочется вдруг подарить себе праздник. Разве это сложно для меня: купить билет в Театр кукол имени Сергея Образцова и погрузиться в знакомый мир, исчезнуть в нем, как в волшебной стране? Ну скажите, разве это действительно так сложно: купить билет Москва - Петрозаводск, чтобы вечером, волнуясь и предвкушая, переступить порог незнакомого зала местной филармонии для встречи с поэтом Сергеем Есениным в пятом номере гостиницы "Англетер"?
Спектакль был потрясающий! Это самый правильный эпитет, который приходит на ум после анализа всех эмоций. Не устаю удивляться тому, что всегда, в любой обстановке стоит только Есенину появиться со своим "Здорово, ребята!", зал ахает, обмирает, взволновано затихает и начинает жить, повинуясь волшебной силе, которая исходит от Андрея Денникова. Он берет нас за душу, и мы покорно и благодарно следуем его воле: плачем, смеемся, переживаем и радуемся всему тому, что происходит на сцене. Удивительное мастерство владения куклами, потрясающий вокал, необыкновенно пронзительное прочтение стихов Есенина - все это рождает неповторимый образ, созвучный лучшим движениям человеческого сердца, тот образ, который является по-настоящему истинным, ибо позволяет увидеть в поэте главное - то, что важнее его внешней разгульной и бесшабашной жизни. Душа изливается стихами, и мы чувствуем, что это - настоящая исповедь, сокровенная тайна, причастниками которой мы становимся благодаря яркому таланту артиста.
Вот уже четыре года я с удовольствием наблюдаю, как спектакль живет, как меняются интонации проживания стихов и песен. И это так интересно! В Петрозаводске мне казалось, что действие происходило на повышенной скорости, дух захватывало и щеки горели, как на ветру. Жизнь поэта мчалась: мелькали люди, события менялись стремительно и неотвратимо, монологи и диалоги артиста и кукол создавали настроение и держали напряжение спектакля. А безысходность, все нарастающая тоска от ощущения бездомности, неуюта, временности бытия, проходящей любви, суеты и обилия дел, которые "все не то, не то", плескалась волнами, и некуда было уйти от нее! Все закручивалось в какой-то узел, друзья уходили, поэтов убивали, поговорить было не с кем, только Черный Человек являлся незваным в ночи... Эмоциональной точкой этого спектакля было стихотворение "Все, теперь решено, без возврата..." Я очень люблю, как Андрей читает его. В этот момент я всегда не дышу и наслаждаюсь, но тут мое "не дышу" вылилось просто в "умираю": воздух не мог проникнуть в стиснутую грудь. Острое ощущение: когда на жизнь не остается уже никаких сил и эмоций, тогда обязательно что-то случается: убийство, болезнь, пьяная драка, автокатастрофа, не важно, что именно... И в спектакле артист это стихотворение преподнес с такой эмоциональной силой, что стало ясно: гибель поэта уже предрешена...
А реакция публики: аплодисменты, цветы, переливистое "браво!", нежелание расходиться - все это закономерно случается каждый раз, где бы спектакль не происходил: в Москве ли, в Константиново, в других городах. Чувство единения с залом, когда сотни зрителей в едином порыве встают и благодарят артиста - это еще одно чудо, которое подвигает меня следовать за спектаклем туда, куда мне не сложно бывает добраться. И моя личная реакция на творческие достижения Андрея Денникова - это то, за что я ему благодарна безмерно. Это называют катарсисом, и это то состояние, которое открывает человеку его собственную живую душу с самых лучших сторон, снимает с нее "лягушечью кожу". Те, кому посчастливилось вместе со мной принять "Исповедь хулигана", меня поймут.
Татьяна ДЕГТЯРЁВА (Москва)
Оригинал