Вера » Вс авг 03, 2008 10:38 am
Предлагаю всем любителям уходящей натуры отчет об экспедиции участников одноименного проекта в усадьбу Орловых-Давыдовых. На сей раз их (отчетов) даже два.
Номер 1.
Симбилей: уходящая натура?
Состоялась третья экспедиция в рамках проекта "Уходящая натура".
Напомним, что проект, посвященный усадьбам Нижегородской области, реализует Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры "Дать Понять" при поддержке АНО "Единство журналистики и культуры" и Фонда Форда.
«Приезжали бы вы лучше с косами!» - приветствовала жительница села Симбилей Дальнеконстантиновского района нижегородских фотографов и художников с камерами и диктофонами. Нежданные гости «понаехали» сюда как участники проекта «Уходящая натура», организованного фондом «Дать понять» и посвященного дворянским усадьбам Нижегородской области.
Совершив несколько экспедиций в разные районы, художники и фотографы запечатлеют разрушающиеся и восстанавливающиеся усадьбы, и потом их работы сложатся в общую картину состояния этих объектов. По итогам проекта пройдет выставка и будет издан каталог усадеб региона.
Первоначально Симбилей был вотчиной графа Владимира Орлова – родного брата фаворита Екатерины II. А уже его внук стал родоначальником династии Орловых-Давыдовых. Сегодня усадьба графов – действительно уходящая натура. Огромный парк в 90 га скорее похож на лес, только центральная аллея в нем едва проглядывает, однако здесь сохранились 120-160-летние деревья. Графский дом заброшен: замок на двери, штукатурка сыплется, кусты растут на окнах, кругом заросли крапивы – коса и вправду бы сгодилась. Эта постройка кажется обычной, ничем не примечательной. Но вот парадное крыльцо украшено деревянными колоннами - такие же у главного дома пушкинской усадьбы в Большом Болдине, только тем колоннам повезло куда больше. Дом управляющего усадьбы выглядит солиднее: все-таки Орловы-Давыдовы бывали тут время от времени, а он жил постоянно. К тому же в этом доме и сейчас живут люди. Главное же здание усадьбы давно необитаемо.
И все же имение Орловых-Давыдовых уникально тем, что в нем сохранилось рекордное количество объектов - 9 строений и парк. По-настоящему грандиозное впечатление производит полуразрушенная, но до сих пор величественная Спасо-Преображенская церковь середины XIX века. Если жилище графы построили себе более чем скромное, то вот на храм не поскупились.
- Аналогов этой церкви, возможно, нет не только на Нижегородчине, но и в селах по России, - говорит директор Дальнеконстантиновского краеведческого музея Николай Грязнов. - Граф Орлов-Давыдов был воспитан на западной культуре и много времени проводил за границей, поэтому и церковь отличается западным стилем. Само строение выполнено в старо-романском стиле, а в иконостасе были элементы готики. Многие приезжающие сюда думают, что это костел, но это православная церковь, просто очень необычная.
Узенькая винтовая лестница справа от входа в церковь ведет прямо к открытому небу. Чем выше, тем мельче ступеньки и тем сильнее они обваливаются. У порога церкви дыра в подвальное помещение, предназначение которого уже неизвестно. Так что пробраться сюда могут только отъявленные любители старины: если не слишком ловко лазать, можно провалиться. И все-таки свято место не пусто - со стороны алтаря возле церкви поставлен деревянный крест, можно служить молебны.
В восстановление или хотя бы поддержание в безопасном состоянии этого культурно-исторического наследия необходимо вкладывать, конечно, невообразимые средства. По словам Николая Грязнова, до конца года усадьба должна быть включена в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Этого добились местные руководители и патриоты. Они надеются, что сюда «не зарастет народная тропа» и туристы заинтересуются здешними достопримечательностями. Тем более что место вовсе не глухое - рядом кстовская трасса. Есть что посмотреть и в округе. Тут же, в Симбилее, обустроенный родник. Неподалеку на правом берегу реки Озерки - живописные холмы, на которых местный умелец Вениамин Сомов соорудил памятники русским воинам – от Александра Невского до героев разных войн. Рядом с Симбилеем одно из успешнейших хозяйств региона - «Румянцевское», благополучие которого, надо думать, достигнуто не без помощи высших сил. Дело в том, что здесь стоит деревянная Казанская церковь XVIII века, которую местные жители после революции не дали разорить, и она почти беспрерывно действовала весь XX век. Каменные дома разрушаются, а она, деревянная красавица, стоит…
Есть и замысел, подо что можно было бы использовать территорию усадьбы.
- Была такая традиция: когда граф Владимир Орлов приезжал сюда, его встречал струнный оркестр из крепостных, - рассказывает Николай Грязнов. - А руководил им Лев Гурилев – отец известного композитора Александра Гурилева. В 2003 году отмечалось 200-летие со дня его рождения, и здесь проходил большой праздник. Надеюсь, что когда-нибудь музыкальные и фольклорные фестивали, причем областного, а не районного масштаба, станут здесь традиционными.
Ольга ГОРНОВА
Номер 2
Лестница в небо
Усадьба Орловых-Давыдовых стала третьим местом, куда была организована экспедиция в рамках проекта «Уходящая натура». В конце июля его участники посетили село Симбилей Дальнеконстантиновского района и своими глазами смогли увидеть старинную дворянскую усадьбу.
Дорога от Нижнего Новгорода до цели нашего путешествия были приятной и неутомительной. За окном проносились сменяющие друг друга поля, разделенные перелесками, живописные холмы и речушки. При посещении новых мест осознаешь, что каждый уголок по-своему уникален, наполнен историей и событиями. В мелькающей череде культурных объектов (и субъектов) местного, районного, областного, федерального значения, ты ловишь себя на том, что никак не можешь разделить их по значимости и определить, кого (и что) поставить на первое место, а кого (и что) - на последующие.
Впечатляют памятники русским воинам-защитникам, образующие мемориал на берегу реки Озерки и созданные местным умельцем Вениамином Ивановичем Сомовым - гордостью района, на таких людях Россия и держится. Но с другой стороны дороги – тоже уникальный памятник, только уже природный: лес, в котором растет древовидный можжевельник, достигающий несколько метров в длину и являющийся большой редкостью. Рядом с лесом памятник деревянной архитектуры - церковь середины XVIII века. И остатки противотанкового рва времен Второй Мировой. Вот село Тепелево, где родился заслуженный художник России Валериан Михайлович Формозов. А вот и село Симбилей, связанное, кроме всего прочего, с именем Льва Гурилева - известного композитора XIX века…
Симбилей – слово мордовское, поскольку исконно земли Дальнеконстантиновского района были мордовскими, но после основания Нижнего Новгорода и особенно во времена Нижегородского княжества здесь стали селиться русские, что отразилось в местных названиях. Карта района пестрит языковой смесью. Есть села Трухлей, Чуварлей, Лапшлей, Вармалей, а рядом Румянцево, Кудрино, Белозерово, Мухоедово…
Некогда богатое, село Симбилей теперь опустело и утратило былую значимость. В зиму жилыми остаются примерно 15 домов. На перекрестке двух улиц – центрального Красного порядка и окраинной Бутырки - мы сворачиваем на окраинную, которая ведет к усадьбе и отделяет ее комплекс от села. Наверное, это в характере старых усадеб: едешь туда за одним, ждешь чего-то от встречи, а этого ожидаемого не находишь, зато обретаешь массу неожиданного.
В селе есть два родника: Сельский ключ и Барский ключ. Барский ключ заглох, затерялся в запущенном усадебном пространстве, и его точное местоположение неизвестно. Сельский ключ действует, он обустроен, к нему ходят все. Зайдя напиться воды, мы случайно, а значит закономерно, познакомились с местной жительницей, прабабушка которой до революции служила в усадьбе поваром. Вдоль улицы Бутырки, напротив усадебного комплекса тянется ряд квадратных построек из красного кирпича кладовые. Их форма и характер кладки позволяют отнести эти хозяйственные постройки к ансамблю усадьбы. Сейчас они или пустуют, или используются по назначению местными жителями. Поразительно, что замки, на которые заперты кладовые, хранят выкованные инициалы то ли первого хозяина, то ли умельца-мастера, а дата «1909» на одном из них навевает мысли о грядущем столетнем юбилее…
Усадебный комплекс состоит из девяти сохранившихся зданий и обширного парка площадью 12 гектаров. Итого десять подлинных объектов, что само по себе уникально, поскольку многое в восстановленных и восстанавливаемых ныне усадьбах является новоделом. Здесь же взгляду открываются запустелые и потрепанные временем, но оригинальные постройки.
До недавнего времени усадьба была подсобным хозяйством Государственной заводской конюшни. В главном доме была контора, жили рабочие, помещение использовалось для хранения. Но теперь подсобного хозяйства нет. Часть территории находится в пользовании Дубравской сельской администрации. Ее глава Нина Николаевна Малокова специально приехала поприветствовать наш «культурный десант». Вторым владельцем до сих пор остается Государственная заводская конюшня.
Кстати, здание конюшни внушает такое ощущение прочности и добротности, что никак не подумаешь, что ему в недалеком будущем будет 200 лет.
Главный усадебный дом, построенный в первой половине XIX века, не поражает своей величественностью. Он более чем аскетичен: прямоугольное двухэтажное кирпичное здание с минимальным набором декоративных элементов, к которым можно отнести четыре деревянные колонны парадного крыльца, оформленные оконные проемы, карниз второго этажа и рустика по четырем углам. Последний вид кладки даже переводиться с латинского как «простой, грубый, деревенский», словно украсить графский дом чем-то более изящным было бы уже вульгарностью. Сейчас здание заперто и пустует. Пройти внутрь нам не удалось. Видно, что нижний этаж дома, с высокими окнами и потолками, составляли графские покои. Второй этаж был отдан прислуге. Белая штукатурка стен местами потемнела или облетела. Время и люди не пощадили окна, некоторые из которых просто заколочены досками.
Ступени заднего крыльца, ведущего в парк, сложены из белого камня. Парк подступает здесь совсем близко к дому. Предположительно именно сюда выходили окна графского кабинета, а белые ступени лестницы спускались к дорожке, ведущей через парк к церкви. Пожалуй, если говорить о главном барском доме, это самый таинственный и сохранивший дыхание старины уголок.
Дом управляющего, построенный прямо напротив барского, выгладит даже более внушительно. Его внешнее убранство ничем не отличается от убранства главного дома. Нет лишь второго этажа. Сейчас дом управляющего поделен на квартиры. На веревках сохнет белье, на заборе – кухонная и хозяйственная утварь. Пространство между барским домом и домом управляющего – единственное место, где скошена полутораметровая трава, растущая в усадьбе повсюду.
Третье здание, составляющее центральный ансамбль и выстроенное в одном стиле с двумя предыдущими, так называемый служебный корпус. Он расположен ближе к парку, в тенистом месте на склоне оврага, в котором протекает речка Симбилейка. В советское время здесь находился детский сад. Все три здания парадоксальным образом похожи: самостоятельно разобраться, что было в усадьбе графское, а что - для простых смертных, невозможно. Одинаково белые стены, одинаково строгий минимализм и внешняя суровость. Глядя на скромность усадебных построек, но, памятуя об истории знаменитого рода царедворцев Орловых, ждешь какого-то подвоха, какого-то чуда, яркой вспышки и… чудо происходит.
Усадебная Спасо-Преображенская церковь была построена в 1850 году. Согласуясь со своим воспитанием и вкусами, граф построил церковь на западный манер. В прекрасно сохранившейся кладке стен, оконных проемах и остатках внутреннего убранства угадывается романский стиль. В утраченном иконостасе присутствовали элементы готики. Низ церкви отделан белым камнем, а венчает крепкие стены красного кирпича ажурная кладка. По заказу графа расписывали церковь итальянские мастера, а резной дубовый иконостас был заказан в Лондоне. От иконостаса остались лишь отдельные фрагменты, хранящиеся в районном краеведческом музее. После революции церковь разделила судьбу многих храмов, став складом, а в 70-е годы костер, разожженный мальчишками, превратился в пожар и довершил разорение. Пропали все деревянные элементы, крыша, полностью выгорели массивные оконные рамы, теперь пустые окна закрывают только кованые решетки. Восточную, алтарную часть храма с внешней стороны украшала икона. Для нее и сейчас открыта створка. Перед алтарной частью со стороны дороги местные жители поставили деревянный крест.
В нашей ситуации дорога к храму превратилась в настоящий путь сквозь тернии к звездам. Бурьян в человеческий рост и выше, непролазная крапива и репейник, обломки кирпича под ногами – вот пояс, которым, как забором, окружена церковь. Но каждый, кто решился его преодолеть, был вознагражден сполна. Узкая и крутая лестница на колокольню ведет прямо к небесам. Однако на этой, открытой всем ветрам высоте произошло неожиданное: некоторым городским жителям, привычным к многоэтажкам, вдруг стало неуютно, приступ смущения и неловкости вынудил их торопливо спуститься вниз. Не выдержали они испытания пугающей близости белых облаков на бирюзовом фоне. Или близости Бога?..
Создается ощущение, словно лишь для одной этой церкви здесь когда-то и была задумана усадьба. Словно вся душа хозяев была вложена именно в чудо храма, а не в одноликие постройки. Увы, единственное, что сегодня может поведать о внешнем виде Спасо-Преображенского собора до революции, это старая фотография. Один из потомков священников Успенских, когда-то служивших в селе Симбилей, обнаружил ее в семейном альбоме…
Старинный парк, окаймляющий усадьбу с запада, является одним из самых крупных в области. Он сильно зарос, заболочен, местами кажется непроходимым, и сегодня уже сложно разглядеть когда-то ровными рядами посаженные аллеи. В низине, около речки, растут огромные ивы, в несколько обхватов, им по 120-140 лет. Возможно, это самые большие деревья во всем Дальнеконстантиновском районе. Пробираясь сквозь заросли, путаясь в паутине и хрустя валежником, можно неожиданно набрести на дубы, липы и березы, возраст которых приближается к 150 годам. В этой заповедной чаще встречаются мачтовые сосны, уносящие далеко в небо свою колючую крону. Местные краеведы пытаются расчищать парк собственными силами, но это капля в море. Необходима схема реконструкции и четкий план работы. Парк имеет статус памятника природы, но вековые деревья, не получая надлежащего ухода, живут, доживают и умирают в нем по своим природным законам.
По сохранности зданий, близости к крупным городам и автомобильной трассе усадьба Орловых-Давыдовых относится к наиболее перспективной для возрождения. Об этом мечтает директор Дальнеконстантиновского краеведческого музея Николай Федорович Грязнов, занятый изучением усадьбы и сбором материалов по ее истории. И все, кто встретился нам в этой поездке, кто сопровождал нас или просто живет около старых усадебных стен и полуразрушенной церкви, едины в желании восстановить усадьбу, сделать ее центром культурного паломничества. Дело за малым: решить вопрос с хозяином территории и найти инвестора.
Мария Медвидь