Татьяна Дегтярёва писал(а):... прямолинейный закон воздаяния за поступки, закон причинности, когда каждое событие - это следствие поступка, мысли... Наказание есть следствие преступления - вот та закономерность, о которой я говорила. В свете этого финал Риголетто совсем незакономерен, абсолютно нелогичен, так сказать. Поглядите: гибнет Джильда, которая ничего не сделала плохого, а вот Герцог как раз остается жив-здоров и по-прежнему весел... Какие же тут последствия поступков?
Я очень тогда - после спектакля - хотела написать большущий пост про все: как я ощущаю театр, что я думаю о "Риголетто"... Но когда меня согнали со стула в коридоре театра, где я торопливо черкала в в записной книжке, мысль нарушилась и настроение убежало...
А ведь "Риголетто" был (и есть!) очень важный спектакль для меня. После того, как я увидела его в первый раз, я, не выдержав с ю ж е т а, слегла с температурой. У меня тоже в голове не укладывалось - как же так, что за несправедливость?
Со временем, приходя снова и снова на "Риголетто", я как-то свыклась с происходящим... "Последний" спектакль я старалась прожить так, чтобы сложить его внутри себя, закольцевать его, что ли - как из магнитофонной пленки делают кольца...
Последствия поступков... Джильда, Джильда...
Как вам сказать...
Начнем с отца... Шут Риголетто очень не любил герцога, своего повелителя и прежде того, как тот похитил Джильду... Да и вообще его внутреннее состояние оставляло желать лучшего...
О род людской, о природа,
подлым и жалким вы меня создали!
Проклятье – быть безобразным!
Проклятье – быть шутом презренным!
Желал зла герцогу, придворным:
Утешенья искать не смею в слезах своих
Вот юный мой властитель – молод, красавец,
полон власти, счастья...
Засыпая, бормочет:
Шут, я давно не смеялся…
Смешить его я должен!
Всем им проклятье!..
Ненавижу всю толпу льстецов придворных...
Вы порожденье лжи, порока,
вы и меня сделали негодяем!
Возможно, он и завидовал герцогу - его молодости, счастью...
Горе отца, дочь которого обесчестили, почтенно и неприкосновенно. Этого я не касаюсь. Но в увлеченьи мести он задумывает убийство. Вправе ли Риголетто убить герцога? Нет, есть же заповедь "не убий".
К боли за дочь примешивается злобное чувство вообще против всего: природы, рода людского, герцога и так далее.
А ведь и он сам оскорбил Монтероне - об этом, Татьяна, Вы прекрасно написали, и сам виновен...
Риголетто ненавидит, завидует, замышляет убийство. И теряет дочь...
А Джильда?
Эх...
Помните сцену с молниями, когда в небе гроза, а на земле - убийство?
Джильда
Пожертвовать жизнью хочу за него я!
Но бедный отец мой! Что станется с ним!...
Спарафучиле
Настала ли полночь?
Маддалена
(плача)
Нет, брат, подожди!
Джильда
Как плачет о нем же... И я еще медлю!..
Хоть клятвам бесчестно своим изменяет,
пусть силу священного чувства узнает.
(Стучится в дверь.)
Почему она гибнет?
Джильда (к Риголетто)
Обманула, виновна пред вами,
ведь любила, за него я и гибну!..
Она гибнет, потому что хочет, чтобы герцог остался жив... Потому что она любит этого волка в овечьей шкуре. Хотя и понимает, что огорчит этим отца, которого тоже любит (огорчит - конечно, не то слово...)
Отца она действительно обманула (не рассказала ему о беседах со "студентом") и гибнет вместо того, кого полюбила, по собственной воле. И это придумано не мной, Джильда сама так воспринимает мир.
Джильда не безгрешна, и не потому, что "обманула, виновна пред вами..." Обман ее пустяковый - всегда ли все мы рассказываем родителям? Не безгрешна, потому что "нет праведного ни одного" и грехи отцов падают на головы детей.
Риголетто
Боже правый! Мое страшное мщенье
поразило ее беспощадно.
Герцог? Так ли весело всегда ему будет? Это уже остается за рамками оперы Верди и пьесы Гюго...
Жизнь сложна.
Татьяна, как Вам мои сбивчивые мысли?