Страница 7 из 12

СообщениеДобавлено: Пн сен 28, 2009 11:33 am
ФММ
Спасибо большое, Андрей Сергеевич, Максим Борисович! :appl Любимый спектакль - лучший подарок и лучшее лекарство. :D
О деталях.
Сходство Скупого рыцаря со старым псом на дрожащих лапах, из последних сил (а может, из вредности) охраняющего полусгнивший стог сена, вчера было особенно заметно, даже утрировано. Мне нравится эта деталь, как и то, как сладострастен он бывает в момент, когда готовится открыть сундуки.
Звук значительно улучшился с появлением новой аппаратуры, но в первой трети спектакля фонограмма показалась излишне громкой. Андрею Сергеевичу, по-моему, буквально пришлось "перекрывать" её своим пением. Позже звук выравнялся.
Почему-то именно вчера подумалось: а вдруг Дон Гуан не лжёт, говоря Донне Анне, что с прошлым покончено? Или хотя бы сам в данный момент искренне верит в то, что говорит?
Год назад было:
ФММ писал(а):Для тех, кто обращал внимание. Донна Анна носит на левой руке обручальное кольцо. Луч света, отразившись от него, попал мне в глаз именно на словах: "...я грешу, /Вас слушая, — мне вас любить нельзя, / Вдова должна и гробу быть верна". Ну надо же :shock: :D
Ничего не изменилось :wink: Лёгкий взмах кукольной руки - акценты расставлены. КАК можно отрепетировать даже это???
Юля, Моцарт снова вздохнул :D
Из забавного.
Вчера почему-то было много детишек с родителями. Хоть смотрят с явным интересом, спектакль им явно не по возрасту. Рядом сидел дошколёнок, который ко второму действию утомился. И уснул. Но как вовремя! Представьте, уже отравленный Моцарт говорит: "Пойду засну, прощай же!" - и хорошо слышный всхрап из третьего ряда:wink:
Воистину:
Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии!

СообщениеДобавлено: Сб дек 05, 2009 12:55 am
Ёжик
По-видимому, та дама, о которой Ксюша писала в теме про "Исповедь хулигана":
Ксюша писал(а):Ещё была (...) пожилая женщина, которая в пол голоса произносила каждую фразу Андрея Сергеевича за несколько секунд до того, как она прозвучит со сцены.

сегодня посетила спектакль "Маленькие трагедии". Во время второго действия мне посчастливилось разместиться вблизи неё и слушать её глубокий взволнованный бас. К счастью, Пушкина она знает в значительно меньшем объёме, однако ключевые фразы в её исполнении всё же прозвучали.

АС: Нет правды на земле...
Дама (октавой ниже): ...но правды нет и выше!

На "Лакримозе" дама заплакала, что, впрочем, не помешало ей суфлировать дальше. Всё это было очень трогательно, но мешало страшно. Лицо её я постарался запомнить. ;)

Впервые на моей памяти преподнесли букет Сальери!

СообщениеДобавлено: Вт дек 22, 2009 12:27 am
Ёжик
Моцарт. Признаться, мой Requiem меня тревожит.
Сальери. Ты сочиняешь Requiem? Давно ли?
Моцарт. Давно, недели три.

Вроде бы "недели три" - разве это "давно" для сочинения реквиема, достаточно протяжённой, композиционно сложной музыкальной пьесы? Но воистину - "давно". Ведь чтобы написать столько и такой музыки, как Моцарт (исторический персонаж; но взгляд в сторону оного здесь, по-моему, вполне оправдан; мы и не в состоянии не глядеть в сторону Вольфганга Амадея, наблюдая за развитием действия в "Моцарте и Сальери"), степень концентрации мысли не может быть иной, чем та, при которой "недели три" даже для крупного произведения - это действительно страшно много. Гений он, Моцарт. И Пушкин с ним заодно.

СообщениеДобавлено: Вт дек 22, 2009 3:45 pm
ФММ
В целом согласна. :wink: Три недели не срок. Оба гении :D
О "мелочах". Вот как Вам кажется, Александр Сергеевич мог знать точно, сколько времени Моцарт писал свой реквием? "Недели три" - это срок, который мог казаться Пушкину, человеку, не писавшему музыки, достаточным. Ещё нюанс. В "Маленьких трагедиях" автор соблюдает некоторые традиционные условия классической драмы, в частности, принцип "триединства" (времени, места, содержания). События каждой драмы развиваются в одних декорациях на протяжении короткого времени ("Каменный гость" немного выбивается из этого ряда, но "не бывает правил...") Так вот, с точки зрения единства времени, три недели - срок громадный. Герой классической драмы должен был бы сочинить реквием прямо на сцене, в течение пяти минут, чтобы не утомлять зрителя. :wink:

СообщениеДобавлено: Ср дек 23, 2009 2:08 pm
Ёжик
ФММ писал(а):Вот как Вам кажется, Александр Сергеевич мог знать точно, сколько времени Моцарт писал свой реквием? "Недели три" - это срок, который мог казаться Пушкину, человеку, не писавшему музыки, достаточным.

Я не пишу ни музыку, ни трагедии, но рискну предположить, что здесь не так уж важно, как долго в точности В.-А. Моцарт сочинял свой Реквием. Речь лишь о том, как в двух-трёх словах Пушкин смог описать одно из существенных свойств гениальной личности в контексте той эпохи, тех условий - свойство, которое можно примерно назвать скоростью освоения и обработки материала. Полагаю также, что Александр Сергеевич, с его душой историка, а стало быть, с вниманием к деталям, не мог не изучить вопрос, к которому обратился в своём творчестве, - настолько точно, насколько это ему было необходимо, и насколько это было тогда возможно. Что изучал, - об этом свидетельствует, например, заметка "О Сальери": "В первое представление 'Дон Жуана', в то время, когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист..."

СообщениеДобавлено: Ср дек 23, 2009 2:48 pm
Ёжик
ФММ писал(а):Так вот, с точки зрения единства времени, три недели - срок громадный. Герой классической драмы должен был бы сочинить реквием прямо на сцене, в течение пяти минут, чтобы не утомлять зрителя. :wink:

Не понял я Ваш второй нюанс. Почему герой должен был бы сочинить Реквием прямо на сцене, если речь идёт о работе, начатой три недели назад, - а собственно, в этом и соль? А зрителя своим недлинным рассказом об этом Моцарт вроде не утомляет. ;)

СообщениеДобавлено: Ср дек 23, 2009 3:44 pm
Андрей Денников
Вспомните ИСТОРИЧЕСКИЙ ответ Моцарта на вопрос Чёрного Человека : "Сколько времени вам понадобится для работы ? " - "Около четырёх недель"...
К моменту, когда Моцарт общается с Сальери в трактире Золотого льва, уже прошло три недели. На завершение работы у него осталась ещё неделя .
И в спектакле три недели ознаменованы тремя трагедиями : 1-я неделя - "Скупой рыцарь" ; 2-я неделя - "Каменный гость" ; 3-я неделя - "Моцарт и Сальери" от первого монолога Сальери до ужина композиторов в трактире , где и ипроисходит отравление Гения завистником. Таким образом получается, что Моцарту и не хватает той, четвёртой, недели, которая ему была необходима для завершения работы над Реквиемом !!!

СообщениеДобавлено: Ср дек 23, 2009 6:55 pm
ФММ
Ёжик писал(а): ...не так уж важно, как долго в точности В.-А. Моцарт сочинял свой Реквием. Речь лишь о том, как в двух-трёх словах Пушкин смог описать одно из существенных свойств гениальной личности в контексте той эпохи, тех условий - свойство, которое можно примерно назвать скоростью освоения и обработки материала.

А знаете, я всерьёз задумалась по этому поводу, спасибо Вам, Ёжик, интересно. Например, Александр Сергеевич 8 лет писал "Онегина". С перерывами, конечно, но думал над ним наверняка всё это время. А закончил одним махом в Болдине, если не ошибаюсь. И "Маленькие трагедии" там же написал, потратив всего две недели, НО сбор материала, подготовительная работа к ним велась не один год. Мощный прилив вдохновения - и удивительно плодотворная осень в Болдине. Кажущаяся лёгкость, но удивительно кропотливая подготовка, достаточно помотреть на черновики.
Может быть, и Моцарт обдумывал свой реквием длительное время, а когда получил мощный толчок (заказ, если хотите) начал переносить ноты на бумагу?

СообщениеДобавлено: Ср дек 23, 2009 7:04 pm
Кэтти
ФММ писал(а):А знаете, я всерьёз задумалась по этому поводу, спасибо Вам, Ёжик, интересно. Например, Александр Сергеевич 8 лет писал "Онегина". С перерывами, конечно, но думал над ним наверняка всё это время. А закончил одним махом в Болдине, если не ошибаюсь.

Нам часто говорят: "Онегин закончился тем, что Пушкин женился".
Простите за оффтоп.

СообщениеДобавлено: Ср дек 23, 2009 11:12 pm
Ёжик
ФММ писал(а):...должен был бы сочинить реквием прямо на сцене...

Андрей Денников писал(а):...в спектакле три недели ознаменованы тремя трагедиями...

Ах, ёлки-иголки! Так он сочинял Реквием за сценой! :D Нет, действительно очень красивая идея "три недели - три трагедии"! :hb

Андрей Денников писал(а):Моцарту и не хватает той , четвёртой, недели, которая ему была необходима для завершения работы над Реквиемом !!!

"...мне было б жаль расстаться с моей работой, хоть совсем готов [это я выделил. - Ёжик] уж Requiem..." - зачем же Моцарт немножко "обманывает" Сальери, коли в действительности Реквием ещё не завершён? Потому, может, что оставшейся части работы, оставшимся "трудозатратам" он придаёт приблизительно столько же значения, сколько и тем "двум, трём мыслям", той "безделице", с которой он шёл к Сальери и которая на деле оказывается в спектакле гениальной медленной частью Двадцать третьего фортепианного концерта?

СообщениеДобавлено: Чт дек 24, 2009 4:00 pm
ФММ
Андрей Денников писал(а):И в спектакле три недели ознаменованы тремя трагедиями : 1-я неделя - "Скупой рыцарь" ; 2-я неделя - "Каменный гость" ; 3-я неделя - "Моцарт и Сальери" от первого монолога Сальери до ужина композиторов в трактире...


Андрей Сергеевич (или ветераны, видевшие :wink: ), а где композиционно находился "Пир во время чумы" в первой версии спектакля? Была ли уже тогда идея объединить трагедии именно историей Моцарта или же трагедии были более автономны?

СообщениеДобавлено: Чт дек 24, 2009 9:53 pm
Андрей Денников
В самой первой редакции все четыре маленькие трагедии проходили в зале суда. Судья ( в живом плане ) был и Герцогом, и Сальери, и Каменным гостем , и Смертью в чумном городе. Сейчас вспомнил это , и подумал : "А интересная трактовка, чёрт возьми !" :lol:

СообщениеДобавлено: Чт дек 24, 2009 10:03 pm
ФММ
Суд - это то, что представлялось мне при первом чтении, жаль, я не видела этот спектакль тогда. :)
Но нынешний вариант с Моцартом, по-моему, прекрасен. :appl

На форуме ранее высказывались версии, что "Пир во время чумы" "попал под сокращение". Мол, спектакль был слишком длинным. А может, он просто не вписался в новую трактовку?

СообщениеДобавлено: Чт дек 24, 2009 10:23 pm
Андрей Денников
Историей Моцарта же спектакль обрастал постепенно, от редакции к редакции...
А Ёжику скажу : " хоть совсем готов уж Реквием"... - ещё не означает. что работа завершена. Во всяком случае, я произношу эту фразу на сцене , будто оправдываясь перед заказчиком ( Чёрным человеком, который "сам-третей сидит" рядом с Моцартом ) , что не вся музыка написана, но вот-вот появится ; только дайте ещё немного времени, лишь ещё неделю... Ведь уже и "Агнец Божий" есть в голове и "Слёзная" написана, хоть и не до конца...
А к заказу Реквиема Моцарт был уже давно готов. Не случайно такой мистикой он окружил этот заказ! И вспомните, что Моцарт просит слепого скрыпача выпить... за его, Моцарта, ЗДОРОВЬЕ !!! Да и символика Креста Господня имеет колоссальное значение: распятие , жертва Господня, Агнец Божий и т. д. Как любой Гений, Моцарт осознаёт, что должен быть распят в конечном итоге. И он идёт на это смиренно и осознанно, как Христос умерший на кресте для спасения мира и Воскресения . Ведь Христос ( через Святое Евангелие ) указал всем добрым гениям, совершенным Божьим созданиям, тем, кого "мало избранных", тернистый путь жизни на земле "Пророка в своём отечестве" .

СообщениеДобавлено: Вт дек 29, 2009 11:47 am
Ёжик
Андрей Денников писал(а):Как любой Гений, Моцарт осознаёт, что должен быть распят в конечном итоге. И он идёт на это смиренно и осознанно, как Христос умерший на кресте для спасения мира и Воскресения.

А существует ли в Новом Завете прототип Сальери?

СообщениеДобавлено: Вт дек 29, 2009 3:54 pm
Андрей Денников
И ещё какой ! Прототип завистника Сальери из пушкинской маленькой трагедии - Дьявол...

СообщениеДобавлено: Вт дек 29, 2009 3:56 pm
Андрей Денников
Можно , конечно, и фарисеев с книжниками вспомнить... Но кто ими руководил в те дни земной жизни Христа ? - Дьявол !!!

СообщениеДобавлено: Вт дек 29, 2009 4:05 pm
Андрей Денников
А то, что Сальери - ДРУГ Моцарта в пьесе , вообще напоминает предательство Иуды : поцелуй одного ассоциируется с ядом другого. И опять же вспомним, что в Иуду вошёл сатана. Спрашивается, кто же руководил делами Иуды-предателя ? Ответ верный : Дьявол !

СообщениеДобавлено: Вт дек 29, 2009 4:10 pm
Кэтти
Андрей Денников писал(а):А то, что Сальери - ДРУГ Моцарта в пьесе , вообще напоминает предательство Иуды : поцелуй одного ассоциируется с ядом другого. И опять же вспомним, что в Иуду вошёл сатана. Спрашивается, кто же руководил делами Иуды-предателя ? Ответ верный : Дьявол !

Вот, после вопроса Ёжика у меня сразу возникли ассоциации именно с Иудой...

А не является ли введение Пушкиным Чёрного Человека в действие зачатками символизма? Ведь Чёрный Человек - и олицетворение Рока, и Álter égo Сальери?

СообщениеДобавлено: Вт дек 29, 2009 4:12 pm
Андрей Денников
Чёрный человек - Смерть.