«Нижинский», после премьеры

Модератор: Основные форумы

Сообщение ФММ » Вс май 11, 2008 11:30 pm

:appl :appl Андрей Сергеевич, большое спасибо Вам за спектакль! Всё уже сказано до меня... Смущает одно :oops: :дамы с форума писали о слезах..... Я поймала себя на неадекватной реакции - проулыбалась оба действия. Моей душе было хорошо. Спектакль просветляющий (как, впрочем, и всё, что Вы делаете). Повторюсь, уже цитировала Шварца:
Садовник: Но будьте терпеливы, господин Ланцелот. Умоляю Вас - будьте терпеливы. Прививайте. Разводите костры - тепло помогает росту. Сорную траву удаляйте осторожно, чтобы не повредить здоровые корни. Ведь если вдуматься, то люди, в сущности, тоже, может быть, пожалуй, со всеми оговорками, заслуживают тщательного ухода.
Аватара пользователя
ФММ
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: Ср апр 16, 2008 12:15 am

Сообщение Вера » Пт май 16, 2008 4:49 pm

Вернувшись с турецкого Средиземноморья, почти сразу зашла на любимый форум. Узнала много нового и интересного. :lol: Со своей стороны хочу поделиться с форумчанами еще одной рецензией на спектакль о Нижинском, которую обнаружила (думаю, теперь в уже всеми нами горячо любимой ! :wink: ) газете "Лицей" города Петрозаводска. Вот она:

Цветные сны Вацлава Нижинского
Панорама культуры
Автор Виталий Назаров
16.05.2008 г.
5 июня Андрей Денников покажет в Москве свой новый спектакль
«Нижинский, сумасшедший Божий клоун»


В конце марта в Государственном академическом центральном театре кукол имени С. В. Образцова состоялась премьера спектакля «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» по одноименной пьесе Гленна Бламстейна в переводе Александра Чеботаря. «Балетная драма» – так определил жанр постановки ее автор, убежденный поборник синтетического театра заслуженный артист России Андрей Денников (ему же принадлежат идеи сценографии и музыкального оформления, создание образов кукол).
Тема «ангел на земле» или «человек, не вписывающийся в окружающий мир» – одна из доминантных в творчестве тридцатилетнего режиссера и актера, выпускника РАТИ – ГИТИС, ученика И. Г. Шароева. К посвященным ей работам можно причислить поставленные Денниковым в Театре имени Образцова спектакли «Моцарт и Сальери» (составную часть «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина), «Исповедь хулигана» о жизни и творчестве С. А. Есенина, «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Дж. Патрика, оперу «Риголетто» Дж. Верди. Теперь в этом ряду находится и «Нижинский…», рассказывающий о трагической судьбе великого русского танцовщика и вместе с тем вновь, по-иному, обобщающий опыт диалога «Божьих дудок» с действительностью.

В новой постановке возникает и еще одна тема. Как подчеркивает сам режиссер, это спектакль о рабстве. Последнее явление представлено здесь в реалистической амбивалентности: едва ли не каждый герой повествования – раб и рабовладелец в одном лице. Сергей Дягилев (Игорь Алдонин) – владелец кукольного балагана, в котором трудятся Михаил Фокин, Жан Кокто, Игорь Стравинский и Леон Бакст. В свою очередь Дягилев зависим от глубокого чувства к Нижинскому (Андрей Денников) и от дела, которому служит. Медсестра в больнице всецело подчинена режиму, при этом властвуя или, по крайней мере, пытаясь властвовать над своим именитым пациентом. И даже маленькая Кира, дочь Вацлава (шестилетняя Джованна Раппа) – жертва воспитания, осуществляемого недружественными Нижинскому родителями его жены Ромолы (Ирина Яковлева), и одновременно капризная повелительница своего отца.

Говорят, не существует кинокадров, на которых было бы запечатлено искусство Вацлава Нижинского. В отсутствии оных, а также адекватной системы записи хореографических движений (об эфемерности балетного искусства есть горькие слова в спектакле) внимание режиссера-постановщика было сосредоточено на изучении не только различных текстов о Нижинском, Дягилеве, «Русских сезонах», но и фотоматериалов начала прошлого столетия. Это нашло узнаваемый отклик в костюмах и в рисунке хореографических номеров из балетов «Жизель», «Шехеразада», «Послеполуденный отдых фавна», «Игры», «Весна священная» – собственно, даже не номеров, а осколков горьких и светлых воспоминаний великого Вацлава о танце (хореография Юлии Канаевой и Андрея Денникова).

Лаконична и впечатляюща сценография спектакля (художники Андрей Денников и Анна Львова). Скудость обстановки и строгая черно-белая гамма, сопутствующие «клиническому» существованию Божьего клоуна, чередуются с его яркими цветными снами о минувшем, когда, по словам главного героя, в мире ещё был воздух (читай – танец) и он, Нижинский, мог дышать им. Гениально проста идея Зазеркалья, претворенная в остроумной системе нескольких движущихся зеркал. Это те символические, «кэрроловские», двери в другой мир, откуда появляются и куда уходят тени прошлого и куда, будучи во власти своих видений, причудливо переплетенных с реальностью, заглядывает иногда и сам Нижинский.

Необходимо особо сказать о музыкальном оформлении, которому, как и в других работах режиссера, отведена здесь роль, далекая от сугубо прикладной. В повествовании о великом танцовщике и его балетах едва ли возможно было, не вызвав недоумения, обойтись без произведений Карла Марии фон Вебера, Петра Ильича Чайковского, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Адольфа Шарля Адана, Клода Дебюсси, Игоря Федоровича Стравинского – и они звучат в спектакле. Помимо того, в действо введены по меньшей мере два вливающих в его форму музыкальный цемент лейтмотива. Один из них, вторая часть Второго концерта для фортепиано с оркестром Фридерика Шопена, служит темой Ромолы и Вацлава; другой, фрагмент из музыки к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь», принадлежащей перу Евгения Доги, – темой Дягилева и Нижинского.

К музыкальным аркам добавляются и арки визуальные. От прыжка куклы Петрушки из рук Фокусника (Игорь Алдонин) в начале первого акта протянута невидимая нить к знаменитому полёту Нижинского в финале второго. Предметы виртуозно и молниеносно меняют свое назначение: деревянная перекладина на двух ножках становится то станком для занятий хореографией, то вешалкой для сушки белья; подушка, чаще используемая по прямому назначению, однажды неожиданно оказывается заплакавшей запеленатой Кирой. Зеркала-двери, эффектно подавшись вниз, превращаются в озеро, на котором разворачивается знаменитая лебединая история.

Шести артистам (из десяти, занятых в спектакле) поручена не одна роль – прием, также верно служащий идее единства в разнообразии. Трогателен образ Проститутки и зловещ – Медсестры, неизменно передвигающейся на пуантах, словно исполняющей жуткий танец смерти (Ирина Осинцова). Комично суетливы Леон Бакст и Игорь Стравинский, бесстрастно любезен Доктор Блейлер, весьма злободневна фигура Французского критика, даже не произносящего, а изрыгающего потоки хулы в адрес искусства Нижинского (Алексей Шарапов).

По три роли играют Вера Черкинская (Балерина № 1, Матильда Кшесинская, Баронесса Швайсс), Елена Поварова (Балерина № 2, Тамара Карсавина, Мадам д’Арнэ) и Яна Михайлова (Балерина № 3, Бронислава Нижинская, Фрау Хаузер), пять – Максим Мишаев (Санитар, Слуга Василий, Михаил Фокин, Жан Кокто, Леонид Мясин), – для каждой находя в своей актёрской палитре свойственные только данному образу краски.

Вообще, плотность ткани спектакля и скорбность повествования редко предоставляют зрителям возможность дать волю изъявлениям благодарности. Последние чаще всего следуют по окончании упомянутых балетных номеров, то есть именно тогда, когда даровала судьба аплодисменты и Нижинскому – после его триумфальных выступлений на сцене.

В спектакле несколько десятков кукол различных систем: теневые, планшетные, перчаточные, ростовые, ширмовые, марионетки, маски (художник-скульптор Елизавета Наркевич; в их изготовлении принимали участие режиссер и актеры). Разумеется, сухая статистика здесь неуместна. «Кукольные выходы» в «Нижинском…» не столь продолжительны в сравнении с так называемым «живым планом». И такую хронометрическую «несправедливость», на мой взгляд, диктует сам сюжет. В том жестоком, ином, чем в «Странной миссис Сэвидж», сумасшедшем доме, который стал местом обитания танцовщика, до кукол ему лишь в грезах о былом. Предаваться же воспоминаниям об ушедшем времени герою не столько сладко, сколько больно: вспомним сцену чтения им газетной заметки о балете. Иными словами, вовсе не беда, когда в искусстве задача диктует средства для ее воплощения. И любая эстетика становится нежизнеспособной, как только ее носители, уповая лишь на традиции, перестают ощущать потребность в эволюции. Ведь издревле водится, что истинное, прогрессивное искусство оказывается гибче, глубже и тоньше тех установок, которые пытается диктовать ему вечно не поспевающая за ним, а подчас и ангажированная теория.

Оригинал здесь http://gazeta-licey.ru/index.php?option ... &Itemid=78 Там в тексте еще и фотография, сделанная Анной Львовой, есть. :wink:

Изображение
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение ig27 (Ирина) » Пт май 16, 2008 6:53 pm

Какая хорошая, доброжелательная статья!

Очень понравилась фраза "«Кукольные выходы» в «Нижинском…» не столь продолжительны в сравнении с так называемым «живым планом». И такую хронометрическую «несправедливость», на мой взгляд, диктует сам сюжет. " Это действительно объясняет соотношение кукольных сцен и живых.

Наконец адекватный анализ происходящего на сцене, спасибо ))
Не ошибается тот, кто ничего не делает :)
Аватара пользователя
ig27 (Ирина)
 
Сообщения: 74
Зарегистрирован: Пн фев 18, 2008 10:14 am
Откуда: Москва

Сообщение Ласточка » Пт май 16, 2008 11:16 pm

Да, статья интересная. Если вспомнить статью Григория Заславского, мне кажется, что этот автор с другой точки зрения освещает те же моменты, что и критик. Нет, не полемизирует, а удивительным образом обращает внимание на те же нюансы спектакля, что и Заславский, но со знаком плюс. Надо еще раз перечитать.
А вообще мне кажется удивительным, что про Нижинского так мало написано. Не было анонсов, нет рецензий. И на форуме не густо что-то...
Аватара пользователя
Ласточка
 
Сообщения: 880
Зарегистрирован: Сб сен 15, 2007 1:08 pm

Сообщение Ёжик » Сб май 17, 2008 1:07 am

Ласточка писал(а):Если вспомнить статью Григория Заславского, мне кажется, что этот автор с другой точки зрения освещает те же моменты, что и критик.

Заславский почему-то зеркал не заметил.
Аватара пользователя
Ёжик
 
Сообщения: 1601
Зарегистрирован: Вс май 06, 2007 7:31 pm
Откуда: Бамбуковый лес

Сообщение Ласточка » Сб май 17, 2008 10:06 am

Да..? А кто писал, что зеркала слепят глаза? Не он? Простите, давно читала...
Вообще, интересная вещь получается: любой эпизод можно и так интерпритировать, и этак. Вот Панда пишет о творческом почерке, а Заславский называет тоже самое повторами, которые неинтересно смотреть. А кто-то может сказать, что Денников вообще играет сам себя во всех своих спектаклях, там нет героев, есть лишь его персона, поэтому они так похожи: и Есенин, и Нижинский, и все остальные, " не вписывающиеся в окружающий мир". Не знаю, не знаю, но если это так - грустно...
Аватара пользователя
Ласточка
 
Сообщения: 880
Зарегистрирован: Сб сен 15, 2007 1:08 pm

Сообщение ig27 (Ирина) » Сб май 17, 2008 12:17 pm

Мне кажется,это все равно очень личное. Восприятие,я имею ввиду. Близко - не близко,затрагивает - не затрагивает,замирает душа или нет. И никто никого не убедит,нет объективного ответа.тТо,что нравится одному,может совсем не нравиться другому. Есть группа людей,для кого это своё,родное,и слава богу.Вот ведь сколько людей на спектакли Андрея Сергеевича ходит....А я после "Нижинского" долго в себя приходила. Зацепило...
Не ошибается тот, кто ничего не делает :)
Аватара пользователя
ig27 (Ирина)
 
Сообщения: 74
Зарегистрирован: Пн фев 18, 2008 10:14 am
Откуда: Москва

Сообщение Вера » Сб май 17, 2008 2:50 pm

ig27 писал(а):Мне кажется,это все равно очень личное. Восприятие,я имею ввиду. Близко - не близко,затрагивает - не затрагивает,замирает душа или нет...А я после "Нижинского" долго в себя приходила. Зацепило...


В том-то и штука, что Заславского тоже зацепило, и довольно сильно. Он увидел очень яркое и талантливое воплощение того, что НЕ ПРИНИМАЕТ по жизни. Он ведь пишет не как критик, честно пытающийся анализировать удачи и неудачи спектакля, находки и промахи режиссера и актеров etc, а как человек, которому активно не нравится МИРОВОЗЗРЕНИЕ Денникова. Именно поэтому он постоянно сбивается с профессионального разбора на личность А.С. Никакой спекаткль Денникова, будь он суперталантлив, г-ну З. не понравится. Напротив, чем талантливее будет спектакль, тем яростнее будет его неприятие г-ном З. Ведь его же никто силком в театр не тащит. Не нравится - не ходи, другие придут и напишут. Но он упорно отсматривает каждую новую премьеру А.С. И пишет потом так, словно видит в нем своего личного врага. :wink: Так что затрагивает его творчество Денникова, ой, как затрагивает. :lol:
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Ёжик » Сб май 17, 2008 2:55 pm

Ласточка писал(а):Да..? А кто писал, что зеркала слепят глаза? Не он?

Нет. По-моему, кто-то из курилки. У Заславского с глазами было всё в порядке.
Аватара пользователя
Ёжик
 
Сообщения: 1601
Зарегистрирован: Вс май 06, 2007 7:31 pm
Откуда: Бамбуковый лес

Сообщение Вера » Сб май 17, 2008 3:00 pm

Ласточка писал(а): ... мне кажется удивительным, что про Нижинского так мало написано. Не было анонсов, нет рецензий. И на форуме не густо что-то...


А про другие спектакли Денникова написано много? Писали только про "Исповедь..." да про "Сэвидж". Ни "Риголетто", ни "Флейта", ни (даже!) "Маленькие трагедии" рецензионного бума не вызвали. Потому как к Театру Образцова по-прежнему относятся как к второстепенному, и бесконечные скандалы славы ему в глазах критики не добавляют. Кроме того, всякий уважающий себя театр на новую премьеру критиков ПРИГЛАШАЕТ. В Театре Образцова приглашения, судя по всему, удостаивается только г-н З. (по понятным причинам). Москва - город большой, за всеми театральными новостями не уследишь. Должен быть человек (а лучше отдел), занимающийся ПИАРОМ театра. В этом театре если кого и пиарят (как умеют, а умеют плохо), то только Е.М.Образцову, а Денникову ставят палки в колеса. Даже замечательный фильм о нем, снятый екатеринбургскими документалистами, в эфире канала "Культура" так и не появился. А фильм - умный, глубокий, сделанный с любовью. Собственно, поэтому и не выпускают: не дай Бог, зрители поймут, что имеют счастье быть современниками большого таланта, замешанного на личностном масштабе. Вот если бы про Е.М. нечто подобное сняли (хотя, спрашивается, на основе какого материала? из ничего не будет ничего), тут проблем точно не возникло бы...
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Ася Олл » Вс май 25, 2008 9:14 am

Вот уже 4-ый раз подряд смотрю "Нижинского...".

Удивительно как каждый раз меняется восприятие... В первый - следишь за сюжетом - и к концу подступают слезы, в последующих трудно себя также настроить.. потому что вникаешь в мелочи, в отдельные сцены, и спектакль распадается, но всё равно, выходя из театра не сразу получается настроить себя на "реальную" жизнь.

Вчера актеры были особенно находчивы в каких-то непредвиденных ситуациях ))

Есть потрясающие сцены: первая встреча с Дягилевым. Коньяк - великолепная находка )). Конечно, детям до 18, мне 19 - но Нижинского понять можно :)

Последняя сцена, когда Нижинский говорит, стоя на кровати - в сочетании с музыкой, с появлением девочки и первые громкие и медленные аплодисменты Дягилева - идеальное завершение...

К слову о Дягилеве, Игорь Алдонин так хорош в этой роли, что.....

_____________________________________

Вот только сюжет... Так ли положителен Нижинский, каким он представляется в спектакле... с каждым просмотром и количеством прочитанных об этом книг,... Понятно, что в этой истории виноватых нет, но Нижинский кажется слишком идеализированным. Если у остальных персонажей видны как достоинства, так и недостатки (большей частью недостатки), то у Нижинского ни одного...

Он обвиняет Дягилева, в том, что тот лишил его возможности танцевать. Во-первых, хорошо ли было просто по-человечески не сообщить о женитьбе, человеку с которым есть отношения. И Дягилева можно понять. Если Нижинский после этого не смог организовать себе выступления - Дягилев не виноват, и будь он таким бездушным не пришел бы в больницу и не стал бы предлать опять танцевать у него....
Нижинский обвиняет Ромолу, что она вбивала клин между ним и его искусством. Чем же? Тем что она не хотела, чтобы он общался с Дягилевым? Она женщина, его жена - разве можно её не понять? Она ездила за Нижинским, ходя на все его спектакли - значит она была влюблена именно в гениального танцовщика, и что же она получила - неужели ей не хотелось, чтоб он танцевал и дальше...

Это моё мнение, что Нижинский показан слишком идеален...
________________________________________

Но, вернусь к началу, этот спектакль всё равно самый лучший!!!, спасибо за такой подарок зрителям.

После спектакль захотелось пересмотреть все балеты, переслушать музыку - и по разговорам зрителей в антракте у многих возникают подобные желание, не это ли самая лучшая награда режиссеру? ))
Аватара пользователя
Ася Олл
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Пн май 19, 2008 8:55 am

Сообщение Вера » Вс май 25, 2008 11:15 am

Ася Олл писал(а): Так ли положителен Нижинский, каким он представляется в спектакле...


Я бы не сказала, что Нижинский в спектакле положителен, но понимаю, что Вас смущает, Ася Олл. На мой взгляд, мы имеем дело с тем, что называется режиссерским вИдением и режиссерской трактовкой. Денников ставит спектакль о том, что ЕМУ интересно в судьбе великого танцовщика. А интересна ему, прежде всего, не внешняя канва его жизни, а именно творческая. Еще точнее, "из какого сора растут стихи, не ведая стыда". :wink: Это спектакль о ДУШЕ художника, то есть, о его ВНУТРЕННЕЙ жизни. О том, как все увиденное и пережитое, будь оно даже стыдным, больным и грязным, ПЕРЕПЛАВЛЯЕТСЯ в высокое и прекрасное.
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Ася Олл » Вс май 25, 2008 1:43 pm

Вера писал(а): что Вас смущает, Ася Олл.


Меня ничего не смущает )) Это замечательный спектакль, и конечно, если бы не такое вИдение, не было бы и такого спектакля.

Просто, как уже писала: это лишь моё мнение о всей этой истории начала ХХ века...

Просто, даже в рассказе только о душе, все равно ведь не обойтись без реально-жизненного.
Аватара пользователя
Ася Олл
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Пн май 19, 2008 8:55 am

Сообщение Вера » Вс май 25, 2008 2:04 pm

Ася Олл писал(а): ... даже в рассказе только о душе, все равно ведь не обойтись без реально-жизненного.


Именно в рассказе о душе и не обойтись! :wink: Потому как происходящие события для всех очевидцев едины, а вот душевная реакция на них у каждого из очевидцев разная... :roll:
Аватара пользователя
Вера
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 5:59 pm

Сообщение Кэтти » Вс май 25, 2008 3:36 pm

Спасибо за вчерашний спектакль! Действительно, удивительные импровизации в непредвиденных моментах :D
Спектакль был очень и очень... потрясающим...
Кэтти
 
Сообщения: 720
Зарегистрирован: Сб окт 13, 2007 4:58 pm

Сообщение Ёжик » Вс май 25, 2008 7:34 pm

Вчера "Нижинский" стал для меня "Есениным" - по силе и точности воздействия. Спектакль от начала и до конца был окутан тем трансцендентным "чуть-чуть", которое едва ли можно облечь в слова, но которое вместе с тем одаривает уверенностью в неслучайности и некоей высшей предопределённости происходящего.
Аватара пользователя
Ёжик
 
Сообщения: 1601
Зарегистрирован: Вс май 06, 2007 7:31 pm
Откуда: Бамбуковый лес

Сообщение Яжинка » Вс май 25, 2008 7:54 pm

и снова ощущение чуда... как будто расцветает цветок... как будто растет ребенок... прямо на глазах... если долго-долго вглядываться в картину, то изображенные герои оживают... обретают объем и тепло... главное - отогнать "зверя Обоснуя" и смотреть, и слышать... как можно более жадно впитать происходящее. Потом всё воспринятое, все чувства, все слова - на замочек в глубине души. Потому что вчера я впервые так испугалась. Испугалась за милую свою Ленушку, которая в отличие от меня смотрела "Нижинского" первый раз... как же ее потрясло происходившее на сцене... ее сбивчивое, отрывистое "Потом. Всё потом."... Всё действительно будет потом. и слова появятся, хорошо, если через сутки... а пока будет ощущение чуда в душе... чудо распускающегося бутона.
"О , Боги! этих двоих вместе даже дубовые доски не выдержали!"(с) О.Громыко
Яжинка
 
Сообщения: 120
Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 8:24 am
Откуда: Москва

Сообщение ig27 (Ирина) » Вс май 25, 2008 9:26 pm

Вчерашний Нижинский был таким ЧУВСТВЕННЫМ и может поэтому более ТРАГИЧНЫМ. Мне так показалось...
Не ошибается тот, кто ничего не делает :)
Аватара пользователя
ig27 (Ирина)
 
Сообщения: 74
Зарегистрирован: Пн фев 18, 2008 10:14 am
Откуда: Москва

Сообщение Света » Вс май 25, 2008 10:40 pm

Ася Олл писал(а):Конечно, детям до 18...

Неужели?! Что, уже реально введены возрастные ограничения?!... :o :cry:
Или это просто размышление на тему :?:
Света
 
Сообщения: 607
Зарегистрирован: Вт май 13, 2008 1:20 am
Откуда: Москва

Сообщение Ася Олл » Пн май 26, 2008 8:05 am

Света писал(а):Неужели?! Что, уже реально введены возрастные ограничения?!... :o :cry:
Или это просто размышление на тему :?:


После, кажется, второго спектакля вышла статья Г.Заславского в которой цитирую "Можно еще добавить, что сцена обольщения Дягилевым Нижинского, довольно подробная, позволяет надеяться, что администрация театра в дальнейшем обозначит на афишах соответствующее ограничение – может быть, детям до 16, может, до 18 лет. "
И теперь на афише красуется подпись Детям до 18-ти... Выглядит очень мило )))))

Думаю есть связь со статьей, хотя...
...но сцены и правда хороши, не так ли? ))
Аватара пользователя
Ася Олл
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Пн май 19, 2008 8:55 am

Пред.След.

Вернуться в Творчество Андрея Денникова

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron