Елизавета » Вт янв 27, 2009 11:22 am
Я попробовала разобраться в допетровской иконописи и вот что я поняла: до Феофана Грека и Андрея Рублева икона списывалась со старинных чтимых образов и творческое осмысление художником-иконописцем было исключено. Списывание осуществлялось на основании прориси - листа бумаги с пробитыми контурами с определенного образа. Прорись накладывалась на левкас новой иконы и мастер переносил старый рисунок на новый образ. Феофан Грек не использован работал именно творчески, но с учетом принятых в те времена канонов иконописи. Также писал и Андрей Рублев. Их великие творения с течением времени сами стали образцом для подражания и уже при Иване Грозном Стоглавый Собор повелел писать так, как писал Андрей Рублев. Но это московская школа иконописи. А вот новгородские и псковские иконописцы уже в те времена испытывали влияние запада и их иконы были "писаны без свидетельств". И влияние этих живописцев, приглашенных в Москву после большого пожара было очевидным и послужило толчком к новому этапу развития иконописи. В середине XVII века Симон Ушаков возглавил новую школу иконописи, используя в своей технике ряд приемов западных мастеров, однако не отказавшись и от традиционных форм древнерусской иконописи. Что я могу сказать в качестве вывода - ни одна страна в своем развитии не может быть изолирована и развиваться в отрыве от развития других стран-соседей (про Африку и Японию я не говорю). Поэтому и развитие искусства не могло не ощутить влияния искусства западного. И еще. Искусство очень тесно связано с политикой. Поэтому, на мой взгляд, выделить какой-то один решающий фактор, повлиявший на судьбу иконописи в России, сложно. А про духовный упадок русского общества - это тоже очень сложная тема. Про это нужно говорить отдельно.