Мне показалось, что даже некоторые посвященные
только лишь на поклонах вдруг заметили: "А где же Романенко?" Настолько все, как обычно, впрочем, следили за игрой Кармен и Хосе.
Его номера - яркая краска, без него скучнее, но вчера я была ужасно рада, что мне так удачно повезло: присутствовать на таком уникальном спектакле - без Тореодора! Потому что финалы в Кармен - это особая история, их было несколько в моей театральной жизни, и вчерашний - еще один в копилку впечатлений.
Ну ведь выкрутились же! И хорошо вышло, очень хорошо. Имя Эскамильо не звучало, но на вопрос Хосе не влюбилась ли Кармен, она так взволнованно-страстно ответила, что любит дугого, что несчастный обезумел от ревности и горя. А потом она стала перечислять всех мужчин Испании, кого любила, и такая обреченность была в ее словах! Она любила их всех, и будет любить, ей суждено Судбой все время быть чьей-то страстью, вызывать бурные чувства и не самые добрые порывы в сердцах мужчин, сводить с ума и выламывать души. Незавидная и тяжелая доля, лучше уж на нож, честное слово! Сразу захотелось написать от имени Кармен, как это тоскливо - быть такой женщиной в жизни мужчины, играть роль того, через которого приходят искушения, роль того, кто ломает жизни. Кармен явно не приходит в восторг от такой перспективы, ей мерещится очередь ее следующих жертв. Вспомните ее состояние, когда она раскладывает карты на привале: Бубны, пики, любовь, смерть... И нет конца, нет счастья... Она верит в судьбу, она ищет чего-то другого в череде этих повторов, а вдруг придет иное?! А вдруг? Но нет... Бубны, пики... А она - игрушка в руках чьей-то воли, ей не вырваться из этох чужих, водящих ее рук. В начале спектакля мы видим абсолютно свободную, раскованную, хохочущую женщину, соблазняющую и сводящую с ума потому, что ей этого хочется! Ей! Это ее выбор! Она красуется, она - вольная птица, она крутит колесо своей судьбы. Но потом и она, и мы понимаем, что ее независимость - это иллюзия. Встав на путь страсти, человек теряет то, чем так дорожит - свободу! Не она, а ей манипулируют. И мужчина сменяет мужчину в ее жизни не потому что она этого хочет, а потому, что так велит Страсть, которая готовит пищу для Смерти, а Кармен - наживка на крючке. И эта неволя, эта роль вдруг становится ей так ненавистна! Она вновь хочет быть свободной и совершить то, что хочет сама. Она прозревает и видит Черного Тореодора за своей спиной. Кармен не хочет больше быть орудием в руках этих двух сообщников: Черного Человека и Смерти, биться на удочке их коварных замыслов, она не желает больше губить людей! Потрясающе!
Какой грандиозный замысел? Ого-го! Не просто любовная интрига между четырьмя людьми, превратившись в историю космического масштаба. Не просто гибель очередного любовника Эскамильо, а бесконечность повторов - вот что приводит Кармен в отчаяние и она бросается на нож. Не от скуки, не от ощущения потери, не от страха перед ревностью Хосе, дескать он все равно меня убьет, так уж поскорее... Нет! Она на миг вдруг вновь становится свободной, вырыается из рук своего кукловода и взмывает птицей из своей путанной клетки-жизни. А Черный Тореодор в недоумнии и страхе гибнет!