Этим летом я была в Питере. Там совершенно удивительным образом мне удалось попасть на спектакль про Вацлава Нижинского. Собственно, о нем (спектакле) я и хотела вам сказать пару слов.
"Вацлав Нижинский, повенчанный с Богом"
К сожалению, я не увидела его таким, каким его создал Сергей Бехтерев, режиссер и исполнитель роли Нижинского. Тогда это была незабываемая постановка, в которой участвовали как драматические, так и балетные артисты. "Бехтерев сделал так, что трагедия Вацлава Нижинского, трагедия того, кто расплатился личным безумием за простое желание оставаться человеком, показалась главной трагедией ушедшего века". В спектакле два Нижинских. Первый - Вацлав-Бехтерев - это автор дневника, умалишенный, второй - Вацлав-Фарух Рузиматов - танцор. Поэтому действие происходит то в настоящем (когда Нижинский уже болен), то в прошлом (когда он был "звездой" русского балета). Но, как я сказала выше, мне не довелось это увидеть. Поэтому расскажу о том спектакле, на котором я побывала.
Показывали его не просто так, а ко дню рождения Ольги Обуховской, поэтессы, испольнительницы роли Ромолы Нижинской. "Именно ей принадлежит идея создания литературно-хореографической композиции по дневникам Вацлава Нижинского. Это не первая работа Обуховской, связанная с балетом: в спектакле В. Карелина "Трагедия русского фавна" она также играла Ромолу". Я невольно сравнивала ее с Анастасией Юргенсон. Но у них абсолютно разные манеры исполнения. Ромола у Обуховской - не капризная дамочка, привыкшая получать все и сразу, а женщина с большим жизненным опытом, уставшая от выходок Вацлава, думающая о том, как воспитать дочерей, добыть денег на лечение мужа, отдать долги. Когда врач просит у нее дневник Нижинского, она ему отказывает, надеясь продать его потом и выручить какие-нибудь деньги. Меня ее игра не пробрала до костей, оставила равнодушной - не знаю, может, я не до конца поняла всего. К тому же, когда О. Обуховская вышла перед началом и рассказала для несведущих историю Вацлава, историю создания спектакля, она несколько раз назвала Нижинского Альбертом, что меня очень смутило.
В том варианте, что я увидела, была только драматическая часть спектакля, по дневникам Вацлава. Его играл Борис Ивушин, заслуженный артист России. Я поразилась его внешнему сходству с Нижинским. К сожалению, фотографии, сделанные на поклонах, очень плохого качества, на них ничего не разглядеть.
Ивушин-Нижинский меня ОЧЕНЬ впечатлил. Невероятное сходство, конечно, сыграло не последнюю роль, но не это главное. Если бы вы видели, что это за Нижинский! Мурашки шли по коже, когда он говорил, когда он кричал. Взгляд, полный безумия. Все читали дневники Вацлава? Тяжелое чтение. Трудно оставаться в здравом уме, когда читаешь такое. А когда видишь?! Борис настолько вжился в роль, что становилось страшно, жутко, передо мной был настоящий сумасшедший, действия которого - непредсказуемы. Он мог в любой момент схватить стул, на котором сидел, и кинуть его в кого угодно. От ярости до спокойствия. От спокойствия к вспышкам гнева. Непонимание со стороны близких, невозможность жить простой жизнью, как все люди, усугубили состояние его здоровья. Дягилев все же имел на него сильное влияние. Настолько сильное, что и после их расставания Вацлав часто задумывался, что бы сказал ему Дягилев в тот или иной момент. Конечно, он его любил. Любил по-своему. Ведь Нижинский, в отличие от большинства людей, сохранил душевную непорочность. Вацлав остался ребенком, который так и не смог стать самостоятельным. Он пытался, и это столкновение с внешним миром - миром грязи, пошлости, будничных проблем, забот - нанесло ему огромную психологическую травму. Нижинский, увы, не смог выдержать испытания. Кто виноват в его трагедии? Конкретные ли люди или время, в которое ему суждено было жить? Век перемен, кровавый, жестокий, когда гибло столько народу, рушилось то, что казалось вечным. Случилось бы с ним то же самое, живи он в другое время? Эти мысли долго еще не покидали меня.
Я смотрела, затаив дыхание. Зрители боялись пошевелиться. Казалось, один лишний звук, шелест, шепот, и атмосфера соучаствия пропадет, лопнет. Ощушение, что вы попали в прошлое. Чувствуешь трагедию этого человека, чувствуешь, как ему больно, невыносимо больно. Еще немного - и сам сойдешь с ума от нервного напряжения. Вацлав. 10 лет танца и долгие, долгие годы болезни, страданий, муки. Это исключительная личность, это великая личность. Таких, как он, не было, нет и не будет. Он стоит на отдельной ступени.
Я видела не артиста, исполняющего роль, а самого Нижинского. Он завладел моим вниманием на все время спектакля, не давая возможности отвлечься. Очень сложно после такого приходить в себя, возвращаться к нормальной жизни, есть, смеяться, болтать, как раньше. Я не представляю, как он справляется. Он талантлив, очень. И я благодарна Богу, что имела счастье его увидеть, узнать о нем.
Я поинтересовалась, приедут ли они со спектаклем в Москву, но, к великому моему огорчению, в ближайшие годы (!!!) этого не планируется. Поэтому я еще больше ценю ту возможность, что мне выпала, - побывать на этом спектакле, увидеть еще одну постановку про Нижинского и убедиться в том, что он не забыт, о нем помнят и, надеюсь, будут помнить еще долго...
P.S. В фойе Музея театрального и музыкального искусства (а именно в нем (Музее, не в фойе) и был спектакль) нас встретила прекрасная дама, подарившая нам свое сердце:
(фотографии сделаны моей мамой)
P.S.2
Афиша.