Вчера ходила в театр С.В. Образцова на спектакль "Кармен, моя Кармен!"
Было очень интересно, как в кукольном театре можно поставить оперу.
Все-таки, это довольно далекие друг от друга вещи.
Купив программку (что я всегда делаю), я с удивлением обнаружила, что героиню, в честь которой назван спектакль (почему-то в программке указана на пятом месте), играет актер-мужчина. Скажу честно, меня это несколько напрягло, и я уже было подумала, что сейчас увижу пародию на известную оперу.
Начинается спектакль. На сцене - главный герой Хосе и священник. Хосе рассказывает ему свою историю... И вот настает долгожданный момент, и на сцене появляется "Черный тореадор и его кукла Кармен". Шок. Как выглядит Черный тореадор? Черный костюм, весь в блестках, и глаза с длинными-длинными-длинными ресницами... Все сверкает и притягивает внимание. А в руках у него - Кармен - кукла - в очень красивом платье и с хищным взглядом искусительницы: "Цыганский глаз - волчий глаз". Во время спектакля я пыталась сосчитать, сколько Кармен принимает участие в спектакле ( из-за прекрасных костюмов - первое появление в черном, красное с блестками, красное-обычное, платье с картами, свадебный наряд...), но действие на сцене меня настолько захватывало, что я сбивалась со счету. Поэтому вопрос остался открытым:
сколько же их всего?
Спектакль насыщен красочными костюмами ( Кармен, Черный тореадор, Золотой тореадор, куклы-цыганки, куклы-работницы на фабрике...), песнями, танцами.
Актриса, сыгравшая Микаэлу (Елена Поварова), сразила меня наповал своим незабываемым голосом. Никогда не представляла, что в кукольном театре можно составить конкуренцию оперным певцам! И арии, исполняемые Андреем Денниковым, приводят в восторг. Удивляет и поражает его способность одинаково прекрасно петь и женские, и мужские партии. Когда он запел вместе с Кармен высоким женским голосом "У любви как у птицы крылья...", весь зал ( и я тоже) замер от изумления. Даа... ничего себе, "кукольный театр"...
А танцы?! Понятно, что украшением спектакля является Золотой тореадор, приглашенная звезда из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Дмитрий Романенко!!! Но ведь и Черный тореадор не уступает ему! Красота, пластика, легкость, и что самое главное - душа... "В танце должна быть душа!" С каким удовольствием танцует Андрей!!! И кордебалет доставил радость своими номерами! Ничего себе, "кукольный театр"!
Особо хочу отметить сценографию (Анна Львова). Звездное небо, морской прибой, декорации города, привал цыганского табора, - будто ты находишься не в зале, а где-то в горах, в море, едешь в цыганской кибитке.
А Смерть (Вера Черкинская)!!! Не избитый образ - старухи с косой, а белое, воздушное создание! Ее танец с Черным тореадором, который, видимо, со Смертью на ты, ее поединок с Эскамильо, где она выходит победительницей, ее свадебный танец с Хосе, все-таки обручился он со вдовой с деревянными ногами, и каждое ее появление вызывает мурашки по коже, ведь ты понимаешь, что перед тобой Смерть! И не по себе, когда она шушукается с Ч.Т. и улыбается, "по ком звонит колокол?", кто следующий?
И главный герой - "счастливчик" Хосе (Максим Мишаев). Променять такую девушку с косами, с таким ангельским голоском на это исчадие ада?!!!!!! (Не зря говорят, любовь зла - полюбишь и козла) Весь спектакль серьезный, хмурый ( вынужденный стать разбойником, грабить и убивать), постоянно терзавшийся в муках ревности; и счастливо, по-детски радостный, в сражении с капитаном Цунигой ( когда же еще поиграешь в войнушку?). Его героя мне искренне жаль - вся его жизнь пошла прахом из-за страсти, охватившей его.
Непонятным для меня остался смех кордебалета в финальных сценах: погибает Кармен, умирает Черный тореадор, а у них веселье. В чем причина? Что смешного?
После окончания спектакля, поймала себя на мысли, что куклы были живыми. Все стереотипы разбиты - для взрослых можно и на языке кукол создать шедевр, и по дороге домой я еще не раз подумала:"Ничего себе, кукольный театр!"